Граммофон

Патефон

ПатефонПатефон начала XX-го века, Государственный Политехнический музей (г.Москва)

Патефо́н — переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.

Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном.

В России (позже СССР) получило распространение название устройства — «патефон», происходящее от названия фирмы-производителя: Пате, которая первой начала поставки таких приборов в Россию.

Патефон — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса. Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной — реже двух сторон пластинки (78 оборотов, около 3 минут на сторону). Громкость патефона весьма велика — около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом в СССР. «Граммофон» — это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. Так например, в США для обозначения механического проигрывания грампластинок употреблялись такие термины как графофон, фонограф, «Говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Э. Берлинером, изобретателем граммофона. Настоящий патефон, сконструированный и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом формирования звуковой канавки — глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3-4 минуты), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Изобретение «портативного граммофона» принадлежит компании «DECCA» 1913 год. Механизм был предназначен для применения в полевых условиях для вооруженных сил Англии. Особенной популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-х годов и в течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались экстенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле. Кстати, на фото данной статьи, изображен английский портативный граммофон His Masters Voice модели 102 (без круглой шахты для шеллака), который наряду с моделью 101 был прототипом конструкции портативных граммофонов, выпускаемых в Советском Союзе в последующие десятилетия.

Основные причины поломки патефонов:

  • Износ иглы (поломкой не считается)
  • Разрыв пружины (обычно происходил при чрезмерном неаккуратном заводе)
  • Ослабление пружины (при хранении патефона в заведённом состоянии в течение нескольких лет).
  • Срыв стопора (характерно для патефонов с прямой ручкой (перпендикулярной корпусу) — при очень быстром заводе или заводе до упора
  • Закисание подшипника тонарма (характерно для патефонов производства СССР ввиду применения силумина в подшипнике)
  • Дребезг мембраны

В 30-50 годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Громкость звука на выходе из раструба патефона достаточно велика и равняется 75-80 дБ.

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Звук пластинки

Нормальное явление, если какие-то вещи постепенно отходят на второй план, заменяются новыми, и в итоге вообще «канут в лету», лишь оставаясь в памяти и на страницах учебников. К одним из таких вещей относятся старые добрые пластинки от граммофонов.

В этом посте портала Бубука мы собрали примеры звуков пластинок, как аудио символа уходящей или уже ушедшей эпохи первых звуковых носителей.

Всю коллекцию со звуками виниловой пластинки вы легко прослушаете онлайн с помощью нашего плеера, а также сможете бесплатно скачать все файлы, как поодиночке, так и всем архивом сразу. Ссылки для скачивания находятся внизу.

Когда-то граммофон или патефон были большой роскошью, а сами звуковые носители были и дорогими и редкими. Звук пластинок могли услышать далеко не все. Их слушали, собираясь семьей или несколькими семьями вечерами, и заслушивали «до дыр» все, что было в наличие. Со временем появились способы кустарного копирования записей.

Звук пластинки рождается от колебаний иглы, которая едет по бороздкам, нанесенным по поверхность пластинки. В зависимости от формы и размеров борозд, рождается тот или иной звук, который усиливается рупором, и мы слышим записанную мелодию. Кстати, музыка слышна даже если взять обычную иголку, а рупор соорудить из плотной бумаги.

Ниже в плейлисте вы найдете как белый шум — звук пластинки с закончившейся дорожкой, так и примеры записи мелодии.

Сейчас грампластинки используются очень редко, пожалуй, только ценителями и коллекционерами или диджеями. Двигая их, диджеи делают известный всем эффект, который называется скретч. Но в целом, как и магнитофоны, они понемногу уходят в прошлое.

Вот и непосредственно фонотека со звуками пластинки, которые вы можете абсолютно бесплатно скачать здесь и сейчас. Кликните по кнопке плеера и любая запись будет проиграна онлайн встроенным плеером.

Звук иглы по пластинке:

http://boobooka.com/wp-content/uploads/2017/08/zvuk-igly-po-plastinke.mp3

Скретч эффект на пластинке:

http://boobooka.com/wp-content/uploads/2017/08/skretch-effekt-na-plastinke.mp3

Звук пустой пластинки:

http://boobooka.com/wp-content/uploads/2017/08/zvuk-pustoj-plastinki.mp3

Просто шум пластинки:

http://boobooka.com/wp-content/uploads/2017/08/prosto-shum-plastinki.mp3

Треск пластинки граммофона:

http://boobooka.com/wp-content/uploads/2017/08/tresk-plastinki-grammofona.mp3

Запись на старой пластинке:

Как появились первый граммофон и первая пластинка?

Таким успехом Берлинер был обязан двум знаменательным новшествам. Первое касалось технологии записи фонограммы. В фонографе применялась глубинная запись путем вдавливания, при этом игла располагалась перпендикулярно мембране. Берлинер же расположил их параллельно, в результате чего игла вырезала поперечную канавку. Грубо говоря, неустойчивую дорожку с ямками и ухабами заменила дорожка извивающаяся.

Вторым открытием стала насущная технология тиражирования записанной фонограммы. Сначала Берлинер производил свою поперечную запись на валике, который использовал и Эдисон. Но затем на роль первичного носителя была избрана круглая цинковая пластинка, покрытая воском. После записи оригинал протравливался кислотой. Там, где воск оставался невредимым, кислота не оказывала никакого действия, зато углубляла канавки, прочерченные резцом. После этого из цинкового оригинала путем электролиза получали медный негатив (на месте изгибающихся канавок образовывались аналогично изгибающиеся «хребты»). Негатив же становился той самой матрицей, которой прессовали копии из какого-нибудь пластичного материала.

Подходящий материал Берлинер нашел не сразу. Первую пластинку он изготовил из целлулоида (она до сих пор хранится в Национальном музее США в Вашингтоне). Затем целлулоид сменился эбонитом, но этот материал плохо поддавался прессовке. Легенда утверждает, что долгие поиски Берлинера завершились во время посещения магазина одежды, где изобретателя крайне заинтересовали одни пуговицы, вернее, то, из чего они были изготовлены. Оказалось — из шеллака. Шеллак представлял собой застывшую смолу органического происхождения. Для производства пластинок этот материал оказался на то время лучшим — относительно дешевым и (так же относительно) качественным. Благодаря шеллаку граммофонную пластинку не спутаешь с виниловой — она тяжелая, толстая и очень хрупкая. У половины доставшихся мне в наследство шеллачных пластинок (хранившихся, надо сказать, небрежно) отколоты края.

Кстати, по краю первых пластинок шел небольшой барьерчик, не позволяющий игле соскакивать. Это было необходимой мерой предосторожности, так как граммофонные звукосниматели отличались массивностью (вес доходил до 100 — 130 г), а иглы — грубостью. Стальные иглы были съемными, потому что приходили в негодность после прослушивания только одной стороны пластинки. Были иглы и получше (они вставлялись в звукосниматель неразъемно) — корундовые (150 часов звучания) и алмазные (1 500 часов звучания). Безусловно, что от такой жестокой эксплуатации пластинки приходили в негодность довольно быстро. О шуме я даже не говорю, хотя после валиков Эдисона граммофонное звучание казалось настоящим «Hi-Fi». Если вспомнить, что никаких усилителей в то время не было, то звуки, несущиеся из граммофонного рупора, показались бы современному слушателю неожиданно громкими.

Постепенно установилась и общая для всех пластинок скорость проигрывания — 78 оборотов в минуту. Если при этом учесть большую ширину канавок, то станет понятно, почему на одну сторону диска диаметром 300 мм вмещалось не более 5 минут звучания. Соответственно о записи цельных крупных произведений не могло идти и речи.
Тем не менее, индустрия грамзаписи развивалась с потрясающей скоростью: если в 1897 г. было выпущено 500 тысяч пластинок, то через два года их тираж возрос почти втрое.
По сути дела, с момента появления тиражируемого носителя начала формироваться и индустрия поп-музыки. Отныне главным критерием успеха того или иного исполнителя будут тиражи продаваемых пластинок, а позже — разнообразные «топ-парады».

Если говорить о репертуаре первых пластинок, то он преимущественно состоял из маршей, вальсов и оперных арий. Вручай в то время «золотой диск», его бы бесспорно получил итальянский тенор Энрике Карузо (а в России — Федор Шаляпин). Такая популярность оперных пластинок — следствие высоких цен на первые граммофоны, ведь оперу слушала в основном аристократия. Постепенно цены стали падать, и репертуар пластинок расширился — начали выходить записи разных «жестоких романсов», городских песен, комичных куплетов, не говоря уже о самой разнообразной танцевальной музыке.

Теперь меломану стало не обязательно приглашать на вечеринку музыкантов. Достаточно поставить пластинку, накрутить граммофон, развернуть рупор — и можно было лихо отплясывать с дамой сердца какую-нибудь польку или фокстрот. Или напротив — остаться с музыкой наедине. Когда же изобрели безрупорный граммофон, более известный как патефон, слушатели обрели новые удобства — можно было взять небольшой чемоданчик, выехать на пикник, завести пружину и наслаждаться музыкой вдали от дома.

Кстати, изобретение патефона принадлежало конкурентам Берлинера — европейским дистрибьюторам фонографов — фирме братьев Пате. Уразумев, что будущее «детища» Эдисона под угрозой, братья постепенно сменили валики на пластинки. Какое-то время (до 1916 г.), они пытались оригинальничать, то записывая пластинки «глубинным» способом, то располагая запись от центра пластинки к краю, но ни то, ни другое не выдержало испытания временем. Главное открытие фирма Пате совершила в 1907 году, когда ее сотрудник Гильон Кеммлер впервые попробовал убрать рупор внутрь коробки. Правда, опытный экземпляр отнюдь не напоминал тот небольшой раскладывающийся чемоданчик, каким патефон стал впоследствии. Это была громоздкая тумбочка, на которой проигрывались диски в полметра диаметром.

Вторым ходом фирмы Пате в конкурентной войне на аудиорынке стало полученное ими эксклюзивное право на запись популярных артистов французской эстрады (в частности — Эдит Пиаф). Конечно, за это пришлось платить, но дело того стоило. Процесс записи в те времена был особенно нелегок — пели в рупор, стараясь не отклонятся от оптимального положения. Лишь в середине 1920-х этот способ полностью вытеснила запись через микрофоны.

Аудиорынок всегда был ареной драматической конкурентной борьбы, полной алчности и подлости. Уже Берлинеру пришлось судиться с компанией Эдисона по поводу авторских прав на свой граммофон. Отстаивая сам аппарат, Берлинер забыл запатентовать свое главное изобретение — способ записи на диск. Зато это не забыл сделать один из сотрудников его фирмы, чтобы тут же… продать запатентованные права фирме «Columbia Broadcoast System». Когда же изобретатель граммофона наконец выиграл долгую судебную тяжбу, то с удивлением обнаружил, что кроме его фирмы по производству пластинок — «Victor», в США появилась еще одна — CBS. Через какое-то время появились и другие: во Франции — «Pathe», в Великобритании — «His Master’s Voice», в Италии — «La Voce del Pardon»…

Чтобы защититься от подделок, фирмы выбирали себе логотипы, которые размещали на «пятачках» пластинок. Самую интересную историю имеет логотип художника Френсиса Барро. У Френсиса был брат, а у того — фокстерьер Ниппер. Собака отличалась одним странным хобби — стоило завести фонограф, как она усаживалась подле него, расположив морду по направлению к рупору. Сию забавную сценку Барро и зарисовал, а в 1899 г. предложил рисунок компании «Граммофон» (конечно же, первоначальный фонограф художник заменил на более подходящий аппарат). К рисунку придумали эффектный слоган — «His Master’s Voice» («Голос его хозяина»), давший в итоге название фирме грамзаписи. Дивиденды от использования рисунка обеспечили удачливому Барро безбедное существование — он заработал на фокстерьере Ниппере10 млн. фунтов стерлингов.

В Российской империи первая фабрика грампластинок появилась в 1901 г. в Риге. А в 1910 г. под Москвой был основан крупнейший Апрелевский завод грампластинок. После Октябрьской революции практичный В. Ленин понял, что пластинки могут приносить огромную пользу как источник агитации. Поэтому на первых советских пластинках были не цыганские романсы, а разнообразные вдохновляющие речи советского правительства. На первых советских пластинках были запечатлены речь Ленина «Памяти Я. Свердлова», выступления А. Колонтай, А. Луначарского и даже стихотворение «Железный Мессия» пролетарского поэта В. Кириллова в исполнении автора.

Однако развитию еще одного «важнейшего из искусств» постоянно мешала нехватка материала для звуконосителей. Шеллак, запасенный буржуями, закончился, а закупать его для молодой власти, истерзанной гражданской войной, было дороговато. Но большевики выкрутились и здесь — в дело пошел так называемый скрап — бой старых пластинок. И так же, как мое поколение меняло макулатуру на дефицитные в СССР книги А. Дюма, в 1920-х годах меняли скрап на пластинки. Постепенно работа индустрии грамзаписи наладилась (тиражи фирмы «Мелодия» достигали 180 миллионов дисков в год), однако качество советских пластинок (что граммофонных, что виниловых) всегда уступало качеству западных.

Теги: интересный факт, музыка, техника, история

Кто изобрел первый граммофон?

Ранние попытки спроектировать прибор для записи и воспроизведения музыки начались в 1877 году. В этом году Томас Эдисон изобрел фонограф из оловянной фольги, в которой воспроизводились записанные звуки из круглых цилиндров. К сожалению, качество звука на фонографе было плохим, и каждая запись могла воспроизводиться только один раз.
За фонографом Эдисона последовал графофон Александра Грэма Белла . Графифон использовал восковые цилиндры,на которые можно было записывать звуковые фрагменты много раз. Тем не менее, каждый цилиндр должен был записываться отдельно, делая массовое воспроизведение одной и той же мелодии невозможным с графофоном.

Граммофон и первые пластинки

8 ноября 1887 года Эмиль Берлинер, немецкий иммигрант, работающий в Вашингтоне, запатентовал успешную систему звукозаписи. Берлинер впервые представил граммофон в 1888 году на выставке института Франклина в Филадельфии. Берлинер был первым изобретателем, который использовал плоские диски и пластинки для записи вместо цилиндров.
Для изготовления первых дисков использовались различные материалы, в том числе стекло, но оказалось, что шеллак является лучшим материалом для пластинок. Шеллак — это натуральный термопластик, мягкий и пластичный при нагревании, но жесткий и износостойкий при комнатной температуре. Обычно к «смеси» добавляли тонкую глину или другой наполнитель. Однако к 1930-м годам естественный шеллак стал заменяться эквивалентными синтетическими смолами. Спиральная канавка со звуковой информацией была вставлена в плоские пластинки. На конце «ручки граммофона» находилась игла, которая считывала запись с пластинки и передавала информацию в динамик граммофона.
Берлинерские пластинки были первыми звуковыми пластинами, которые можно было производить массово.

Граммофонная компания

Берлинер основал «The Gramophone Company» для массового производства своих граммофонных пластинок, а также граммофонов для их воспроизводил. Для продвижения своей граммофонной системы, Берлинер сделал две вещи. Во-первых, он убеждал популярных артистов записывать свою музыку, используя свою систему. Два известных артиста, подписавших контракт с компанией Berliner, были Энрико Карузо и Нелли Мельба. Второй умный маркетинговый шаг Берлинер был совершен 16 июля 1900 года, когда он использовал фотографию Франциска Браро в качестве официального товарного знака своей компании»Ниппер». На фотографии была изображена собака сидящая рядом с граммофоном.
Позднее Берлинер продал лицензионные права на патент граммофона и компании Victor Talking Machine Company (RCA), которая впоследствии превратила граммофон в самый успешный продукт в Соединенных Штатах. Между тем, Берлинер продолжал вести дела в других странах. Он основал Berliner Gram-o-phone Company в Канаде, Deutsche Grammophon в Германии и британскую компанию Gramophone Co., Ltd.

Автоматический граммофон

Берлинер и его напарник Элдридж Джонсон работали над улучшением записывающего механизма. Результатом работы стал пружинный двигатель для граммофона Берлинера, изобретенный Джонсоном. Двигатель заставлял вращающийся механизм вращаться с равной скоростью и устранил необходимость ручного раскручивания граммофона.
Несмотря на то, что дизайн граммофона и механизм записи непрерывно менялись, но основные элементы и механизмы оставались прежними. Популярность граммофона среди населения продолжала расти до середины 1980-х годов, после чего кассетные магнитофоны вытеснили граммофоны с рынка звукозаписывающих устройств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *