Кран шаровый подземной установки

Шаровой газовый кран для подземной установки: конструктивные и эксплуатационные особенности

Своевременная изоляция участка газопровода, на котором произошла авария, нужна для оперативного устранения проблемы. В таких ситуациях нельзя медлить. Согласны? Используя шаровой газовый кран для подземной установки, можно быстро и безупречно перекрыть транспортируемую по газопроводу среду.

Правильный монтаж и надлежащее использование шарового крана поможет увеличить срок его службы и обеспечит качественную и безопасную эксплуатацию поставляющей газ системы. Мы расскажем все об конструкции этого вида запорной арматуры. Разберем, на чем основан принцип его работы.

Особенности и назначение шаровых кранов

Нефтяную, химическую или газовую промышленность невозможно представить себе без запорной арматуры. Запорная трубопроводная арматура, производимая на современном высокотехнологичном оборудовании, обеспечит безопасность всей системы.

Запорная арматура газового трубопровода – это обязательный элемент конструкции. Эти устройства используются и для наружных газопроводных магистралей, и для внутренних систем.

Назначение шаровых газовых кранов достаточно велико:

  • оснащение сложных систем, через которые проходят агрессивные и неагрессивные среды;
  • использование в трубопроводах, размещенных в труднодоступных местах;
  • эффективная эксплуатация в случае номинального давления до 16 МПа и т.д.

При использовании шаровых газовых кранов нет никакой необходимости в создании смотрового колодца и ограждающей конструкции.

Если нужно демонтировать какое-либо изделие, просто отрезается часть патрубков. При этом затвор должен находиться в открытом положении, чтобы не повредить запорный шар. Конструкция крана не предназначена для регулирования потока перекачиваемой среды.

При любых ремонтных работах на газопроводах затвор шарового крана должен быть открытым, чтобы конструкция не сломалась полностью

Если требуется устанавливать ограничительное устройство на заглубленных магистралях, то используют чаще всего шаровые газовые краны с приводом от электродвигателя, редуктора или пневмоцилиндров. Если в конструкции есть гидравлические или пневматические приводы, ими можно управлять с помощью внешних источников или транспортируемой средой.

Для этого в корпусе газового крана проделываются отверстия, через которые происходит обвязка привода. Чтобы конструкция не поломалась, удлинитель шпинделя защищают оболочкой в виде вертикальной трубки.

Причем эту трубку присоединяют к верхней части корпуса арматуры фланцевым способом. Чаще всего запорные краны устанавливаются непосредственно там, где расположено газовое оборудование.

Шаровой газовый кран можно монтировать на отрезок газопровода только после предварительной очистки внутренней части трубы и прилегающих участков

При этом для каждого источника потребления газа монтируется индивидуальный вентиль, обеспечивающий герметизацию какой-то определенной трубы. Также можно установить один дополнительный вентиль с шаровым краном на входе, который отвечает за полное прекращение подачи газа. Подобный монтаж отвечает всем необходимым требованиям системы безопасности.

Газовые шаровые краны обеспечивают двухстороннее движение газа в трубопроводе. Такие устройства можно монтировать на газовые трубы любого диаметра. Их можно использовать на магистральных сетях, применять при эксплуатации хранилищ и при транспортировке природного газа на большие расстояния и т.д.

Плюсы использования шарового газового крана

Предназначенный для подземной установки шаровой кран – это приспособление, которое необходимо для перекрытия потока газа в напорных трубопроводах, проложенных в траншеях.

Эти устройства используются и в промышленных, и в бытовых условиях. Газовые краны обеспечивают быстрое и полное перекрытие потока рабочей среды. Их широкое распространение обусловлено надежностью, долговечностью, прочностью и относительно невысокой стоимостью.

Если газовый кран сломается, то в случае аварийной ситуации трубопровод не удастся перекрыть, чтобы изолировать поврежденную ветку. Не получится и предотвратить распространение газа

Шаровые краны изготавливаются из сверхпрочных материалов, устойчивых к коррозии, инертных к агрессивным средам. В производстве используются сплавы, без проблем и деформаций переносящие всевозможные механические повреждения.

Изделия обладают высокой износостойкостью вне зависимости от условий эксплуатации. Шаровые газовые краны способны сохранять свои технологические свойства на протяжении тысячи (и более) циклов без возникновения неисправностей.

При этом температура движущейся и окружающей среды может быть практически любой. Опытным путем было установлено, что шаровые газовые краны способны выдерживать воздействие температуры от -60 до +80 градусов. Большинство газовых кранов способно прослужить гораздо дольше, чем заявил производитель.

Шаровые краны отличаются простотой конструкции, поэтому они не требуют постоянного ремонта и обслуживания в отличие от сложных систем

Запор шарового газового крана выполнен в сферической форме и имеет отверстие, через которое проходит газ по трубам. Диаметр отверстия подбирают в соответствии с размерами трубопровода. Регулировка пропускной способности магистрали обеспечивается благодаря возможности поворота вокруг своей оси запорного механизма.

В рабочем положении запор располагается перпендикулярно трубопроводу, и его можно легко закрыть руками, выполнив небольшой поворот ручки. При повороте на 90 градусов сторона со сквозным отверстием меняется на сплошную поверхность.

При меньшем повороте труба будет перекрыта частично. Но производители не рекомендуют оставлять конструкцию в полуоткрытом состоянии, т.к. это способствует повышенному абразивному износу устройства.

В промежуточных положениях из-за слишком большой скорости движения потока перекачиваемой среды уплотнительные седельные кольца могут быть полностью повреждены или частично деформированы. Это в дальнейшем может привести к серьезным поломкам крана, его ремонту или замене.

Корпус изделия отличается высокой герметичностью. Использование в конструкции металлов и специальных сплавов помогает снизить вес конструкции. Такую запорную арматуру для газовых трубопроводов можно спокойно устанавливать в труднодоступных местах.

В случае какой-либо поломки шаровой газовый кран можно легко отремонтировать подручными средствами, не повредив остальные элементы системы

Использование качественных газовых кранов с шаровым затвором выгодно с экономической точки зрения. Эти устройства обладают огромным запасом прочности и могут полноценно функционировать, не нуждаясь в замене много лет.

Это особенно характерно для шаровых газовых кранов известных и проверенных производителей. При этом убедиться в качестве любого крана можно, проверив сертификаты соответствия, которые подтверждают качество продукции.

Типовая конструкция шарового газового крана

Шаровые краны для подземной установки разных брендов имеют примерно одинаковое строение. Конструкция изделий обусловлена их эксплуатационными характеристиками и назначением.

Стандартный газовый кран для установки на подземных магистралях состоит из:

  • герметичного корпуса, чаще всего изготовленного из латуни или стали;
  • запорного шара, перекрывающего в дальнейшем подачу газа (из-за этого элемента кран и называется шаровым);
  • седла, который отвечает за то, чтобы запорный шар никуда не сместился;
  • отрезка трубы присоединения со специальной резьбой, который в дальнейшем приваривается к трубопроводу;
  • горловой части, необходимой для пропускания штока;
  • удлиненного соединительного штока;
  • шайб противопоказания;
  • деталей, отвечающих за герметичность конструкции (кольцевой уплотнитель, пружина, колечко и фланец, выполненные из мягких и прочных материалов, к примеру, этилпропиленового каучука);
  • рукоятки из крепкого материала с покрытием из полихролвинила, благодаря которой и осуществляется управление всем изделием, и гайки, фиксирующей ее;
  • стопора или ограничителя хода рукоятки.

При производстве комплектующих изделия применяется легированная и нержавеющая сталь, обладающая высокими антикоррозионными показателями. Для уплотнения деталей используется эластичный фторопласт. Благодаря этому полимеру конструкция становится водостойкой.

Фторопласт обеспечивает герметичность сцепки, спокойное наворачивание и легкий демонтаж. Этот материал обладает высокой устойчивостью к всевозможным агрессивным средам, а его излишки спокойно выдавливаются при затягивании резьбы.

Фторопласт относится к фторсодержащим полимерам (конструкционным пластикам), которые отличаются высокой термостойкостью, химической инертностью, мягкостью, текучестью и экологической безопасностью

Благодаря особенностям строения закрытое положение крана обеспечивает полную герметизацию трубопровода. Сам кран отличается небольшими размерами, что существенно упрощает его установку. Во время монтажа допустимо и сварное, и резьбовое соединение.

При этом резьба на конце трубы не должна быть длиннее резьбы крана, т.к. в противном случае после стяжки резьбового соединения торец трубы будет упираться в уплотнительные кольца, приводя к преждевременным повреждениям крана.

Шаровой газовый кран можно установить вместе с трубой в любом положении, которое в дальнейшем сможет гарантировать максимальное удобство в эксплуатации и быстрый доступ к проблемному участку.

Корпус крана для подземной установки

Корпус крана чаще всего производится из легированной, углеродистой и нержавеющей стали или латуни. Изделия из латуни стоят дороже кранов из стали. Но при этом и латунь, и сталь не подвергаются коррозии, за счет чего срок службы устройств, сделанных из них, увеличивается в несколько раз.

Материал, из которого сделан шаровой газовый кран, указан в сопроводительной документации к изделию, с которой можно ознакомиться при покупке конструкции

Латунь и легированная сталь отличаются высоким уровнем пластичности. Однако они не способны выдерживать сильное и продолжительное механическое воздействие. По этой причине рекомендуется защищать запорный механизм от ударов и трения.

Сама конструкция корпуса газового крана зависит от следующих факторов:

  • способа производства;
  • внутренних разработок конкретного конструкторского бюро;
  • характера применяемых стандартов (ТУ, ГОСТ, ОСТ или какие-либо европейские директивы).

Наиболее прочным, способным держать любую нагрузку считается цельнометаллический неразборный корпус. Сначала он вытачивается на станке, отливается в опалубку за счет центробежной силы и затем сваривается с использованием дополнительных деталей.

Также корпус крана может состоять из двух вертикальных половин или трех элементов. Разборный корпус из 2-3 частей удобнее для технического обслуживания и может снова использоваться после демонтажа, но он менее герметичнее.

Еще корпусы шаровых кранов разделяются на полнопроходные и редукционные. В первом случае диаметры крана и трубопровода полностью совпадают, за счет чего обеспечивается минимальное гидросопротивление. Во втором случае парубки уменьшены на один типоразмер, благодаря чему потоком рабочей силы можно управлять.

Вне зависимости от материала, из которого выполнен корпус шарового газового крана, его нужно покрыть специальными защитными средствами от агрессивных сред. Для этих целей используются различные химические вещества.

Применение защитных покрытий позволяет использовать шаровые краны на любых магистральных сетях с различным температурным и барометрическим диапазоном

Во-первых, к ним относится акриловая краска, отличающаяся электроизоляционными свойствами. Она защищает изделия от наведенных и блуждающих токов. Во-вторых, чтобы обеспечить крану антикоррозийные свойства, его покрывают полимерными лакокрасочными материалами.

В-третьих, корпус шара могут покрыть каменноугольной краской на эпоксидной основе. Такая краска отличается высокой антикоррозийной устойчивостью и стойкостью к различным механическим повреждениям. В-четвертых, для защиты арматуры при ее бесколодезной установке прямо в грунт применяется пенополиуретановое покрытие.

Запорный механизм шарового крана

При выборе шарового крана особое внимание следует уделить его запирающему элементу – шару или сфере. Шар должен быть гладким и блестящим. Чаще всего сфера изготавливается из латуни и покрывается дорогостоящим напылением из никеля и хрома.

Латунь – это сплав на основе меди и цинка, который имеет красивый цвет и хорошо поддается обработке давлением, однако материал теряет антикоррозийные свойства в случае высокотемпературной обработки

Проверить качество запорной сферы достаточно легко. Для этого ее можно проверить магнитом. Если магнит притянется к сфере, то это указывает на то, что она сделана из стали, которая предназначена для электротехнического использования.

Стальной шар газового подземного крана быстро ржавеет и не может длительно эксплуатироваться во влажной среде. При этом к магниту не будет притягивать латунный шар.

Ручка газового крана

От формы ручки или рукоятки шарового крана зависит удобство его эксплуатации. Чаще всего в продажу поступают изделия с ручкой в форме бабочки (баттерфляй) или рычага. Рычаг является более функциональным, поэтому по возможности следует покупать газовый кран именно с такой рукояткой.

Рычажная ручка особенно удобна, если кран длительное время не использовался, и требуется приложить усилие, чтобы его повернуть. Газопроводные краны всегда выпускаются с зелеными ручками. Перекрашивать их не рекомендуется.

Разновидности шаровых газовых кранов

В современных газопроводах применяют газовых краны трех наиболее распространенных видов, классифицируемых по типу присоединения к трубам. Это резьбовые, фланцевые и приварные. Резьбовые или муфтовые газовые краны имеют небольшой диаметр. Чаще всего они устанавливаются на газовых трубопроводах для коммерческих помещений, частных домов и подобных объектов.

Соединение с газопроводом осуществляется благодаря резьбе. Резьбовое соединение газового шарового крана и трубы нельзя сильно перетягивать, т.к. это может стать причиной поломки корпуса изделия.

Фланцевые шаровые газовые краны используются в газопроводах большого диаметра, поскольку они способны выдерживать сильное давление рабочей среды

Фланцевые краны присоединяются к трубопроводам фланцевым способом с помощью болтов. И резьбовые, и фланцевые изделия являются разборными. Т.е. их можно демонтировать, перенести на другое место и снова поставить в другой точке трубопровода.

Приварные краны соединяются с газопроводами посредством сварки. Т.е. их невозможно отсоединить от труб, не повредив конструкцию. Диаметр приварной арматуры варьируется от 10 до 70 мм. Приварные газовые краны герметичны и надежны. Они не требуют регулярного обслуживания, благодаря чему пользуются большой популярностью.

Общие правила эксплуатации

Основные правила эксплуатации газового крана достаточно просты и предсказуемы. Кран закрывается поворотом рукоятки на 90 градусов по часовой стрелке, а открывается поворотом также на 90 градусов, но уже против часовой стрелки. Если ручка расположена перпендикулярно к оси крана, это указывает на то, что он закрыт. Параллельное положение рукоятки означает то, что кран открыт.

Рабочая среда, проходящая через этот кран, не должна содержать чересчур жестких элементов и твёрдых примесей, которые способны повредить полированную поверхность затворного шара. Если твердые частицы все равно могут попасть в шаровой кран, перед шаровым ним следует установить сетчатый фильтр.

Сам шаровой затвор необходимо периодически открывать и закрывать, чтобы он в дальнейшем мог быть легко повернут в любую сторону.

Открывать и закрывать газовый кран разрешено только за изготовленную заводом ручку, причем ее запрещено удлинять любыми средствами

Управлять шаровым краном следует с помощью стандартной рукояти. Не нужно использовать для этих целей специальные рычаги, которые способны удлинить эту рукоятку. Открытие и закрытие крана нужно производить максимально медленно, чтобы избежать возникновения гидравлических ударов.

Давление и температура на участке монтажа шарового крана не должны быть выше рабочего давления. Для большинства конструкций не допускается использование шаровых кранов с одинаковыми температурными и номинальным давлением.

Шаровой кран требует периодического очищения от ржавчины и пыли, а также подтягивания резьбы. В соответствие с рекомендациями производителей это нужно делать раз в полгода.

При монтаже трубопроводов предусматривается конструкция крепления труб, исключающая возможность внешнего механического воздействия на кран с учетом осевых, радиальных или крутящих нагрузок.

Ремонт и проведение ТО шарового крана, находящегося под давлением, запрещены. Для полноценной эксплуатации необходимый участок трубопровода следует предварительно очистить. Во время очистки системы шаровые краны нужно по нескольку раз открыть и закрыть.

Как определить подделку?

Перед монтажом газового крана необходимо проверить его документацию соответствия на указанный трубопровод и убедиться в том, что устройство не является подделкой. Поддельная газовая арматура достаточно распространена на рынке. При покупке газового шарового крана следует быть внимательным, чтобы отличить оригинальное изделие от поддельного. Для этого можно воспользоваться некоторыми советами.

Одним из главных критериев качества шарового газового крана является его цена, ведь изделие, соответствующее всем международным и национальным нормам, не может стоить дешево

Чтобы обмануть покупателей, продавцы могут подделать сопроводительную документацию (сертификаты, декларацию, паспорт изделия). Брендовые газовые краны стоят несколько дороже, поэтому подобный обман распространен на рынке.

Также на подделку указывают следующие признаки:

  1. Неровная поверхность крана, на которой видны микротрещины и зазоры.
  2. Помутнение шарового зазора.
  3. Использование в качестве материала корпуса силумина или цинка.

Но определить на глаз точный состав используемого материала чрезвычайно трудно. Для этого проводятся многочисленные химические анализы. Их невозможно сделать вне лаборатории в условиях ограниченного периода времени.

Поэтому при покупке шарового крана следует запрашивать сертификат качества на изделие, гигиенический сертификат или декларацию о соответствии. В России шаровые газовые краны должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 9544-2005 и ГОСТ 21345-2005, 28343-89, 23941-2002. Также в сертификатах могут быть указаны ссылки другие нормативно-правовые акты и стандарты качества.

Выводы и полезное видео по теме

Об особенностях выбора шарового газового крана для подземных работ сказано в видео, которое размещено ниже:

Любой газопровод необходимо оборудовать надежным запорным механизмом, особенно если трубы проложены ниже дневной поверхности. Затвор нужен во время аварии для изоляции отдельных участков трубопровода и для выполнения ремонтов на линии при частных поломках. Он защитит от угрожающих ситуаций и катастрофических последствий.

Краны шаровые с подземной установкой

Кран шаровой подземный нашёл широкое применение в области монтажа трубопроводных коммуникаций. Он используется в качестве запорной арматуры для перекрытия и регулирования движения потока рабочей среды. Несмотря на простоту конструкции, она демонстрирует высокий уровень надёжности в работе, при её эксплуатации исключается наличие «застойных» зон.

Краны подземные , представленные на нашем сайте, имеют различное назначение

  • Оснащение систем, которые транспортируют агрессивные и неагрессивные среды;
  • Управление с помощью редуктора, но возможно оснащение пневматическим или электрическим приводом;
  • Эксплуатация в условиях номинального давления до 16 МПа;
  • Монтаж коммуникаций в широком диапазоне диаметров: 80-600 мм;
  • Использование на трубопроводах, которые прокладываются под землёй.

Особенности конструкции

Главным рабочим органом кранов шаровых подземных служит затвор, который представляет собой стальной шар со сквозным отверстием. Когда запорный элемент открыт, то отверстие и трубопровод находятся параллельно одной оси. При перекрытии движения отверстие перемещается на 90 о и располагается перпендикулярно по отношению к трубе.

Для изготовления комплектующих арматуры используется легированная и нержавеющая сталь с высокими антикоррозионными свойствами. Для уплотнения выбирается эластичный фторопласт.

Из конструктивных особенностей кранов подземных стоит выделить наличие удлинённого штока. Для соединения арматуры с трубопроводом применяется сварочная технология, которая обеспечивает следующие преимущества:

  • Герметичность коммуникации;
  • Надёжность трубопровода в эксплуатации
  • Отсутствие необходимости в техническом обслуживании.

При использовании данной арматуры не нужно создавать смотровой колодец и ограждающую конструкцию. Если возникла необходимость демонтировать кран , то это выполняется посредством срезания части патрубков. При монтажных и демонтажных работах затвор необходимо оставлять в открытом положении. В противном случае возможно повреждение шара. Арматура выбирается в зависимости от условий эксплуатации и технических характеристик трубопроводной системы.

В компании «СтройНефтеГаз» можно приобрести краны шаровые подземные для различных трубопроводов. Все представленные модели отличаются высоким качеством исполнения и длительным сроком эксплуатации.

Для заглубленных относительно поверхности грунта магистралей создан кран шаровой подземной установки с приводом от электродвигателя, пневмоцилиндров, редуктора или Т-образным ключом. Корпус имеет многослойное антикоррозионное покрытие, удлинитель шпинделя защищен вертикальной трубой-оболочкой с фланцевым присоединением к верхней части корпуса запорной арматуры.

Особенности конструкции

Изначально кран шаровой имеет более 100 вариантов исполнения, каждый из которых обладает собственной маркировкой в таблице №1 СТ ЦКБА 036 от 2007 года. Например, однопатрубковый 10нж937п, муфтовый эконом 10нж12п, ретро 10нж11п, трехходовой 10нж2п, под приварку 10с7п, в цельнометаллическом монокорпусе 10нж13п, штуцерный 10нж14п, редукционный 10нж24п, с контролем протечек 10с28п, с обогревом 10нж29п, распределительный 10с33п, и множество других вариантов.

Практически каждый из них пригоден для подземной установки, но только после внесения специальных изменений в конструкцию. Например, возможен монтаж внутри колодца и с простой засыпкой грунтом. В последнем случае в обязательном порядке необходимо защитить удлинитель трубчатой оболочкой по всей его длине. Труба крепится к корпусу фланцем, поэтому в верхней части необходим ответный фланец.

Корпус шарового крана

Конструкция корпуса шарового крана зависит от нескольких объективных факторов:

  • способ изготовления;
  • разработки конструкторских бюро конкретного завода производителя;
  • требования стандартов ГОСТ, ТУ, ОСТ и СТ.

По технологии изготовления шаровые краны подразделяются на категории:

  • в цельнометаллическом неразборном корпусе;
  • из двух частей;
  • из трех элементов.

В первом случае корпус вытачивается на станке, отливается центробежным методом в опалубку, сваривается из нескольких трубчатых заготовок либо двух штампованных деталей.

Во втором варианте корпус шарового крана собирается на фланцах из двух вертикальных половинок. В последнем случае седло с шаром стягиваются в единый пакет боковыми патрубками через фланцы с помощью шпилек.

Кроме того, корпус шарового крана подземной установки может быть полнопроходным или редукционным. В первом случае внутренний диаметр совпадает с размером сечения трубопровода, гидросопротивление внутри магистрали минимальное. Во втором варианте парубки заужены на один типоразмер, то есть могут редуцировать характеристики потока рабочей среды, диагностирующие и очистные устройства не смогут пройти сквозь такой кран.

Разборный корпус из 2 или 3 частей гораздо удобнее с точки зрения обслуживания запорной арматуры. На любом этапе эксплуатации и во время плановых ТО можно очистить внутреннюю полость или заменить кольца седла. Неразборный корпус значительно герметичнее и дешевле в производстве.

Некоторые производители используют оригинальные технические решения в конструкции корпуса шаровых кранов. Например, дренажная система в корпусе арматуры больших диаметров позволяет слить конденсат из магистрали, транспортирующей природный газ.

При использовании гидравлического и пневматического привода их управление может осуществляться от внешних источников и самой транспортируемой средой. Для этого в корпусе изготавливаются специальные отверстия, и производится обвязка привода.

Байпасная система позволяет безопасно выровнять давление внутри полости крана и позади патрубков, что особенно актуально для шаровых кранов DN 700 – 1400 мм.

Материалом корпуса служит углеродистая, легированная и нержавеющая сталь с маркировкой «с», «лс» и «нж», соответственно. В зависимости от метода установки шарового крана под землю используется не одинаковая защита корпуса от агрессивных сред:

  • акриловая краска – обладает электроизоляционными свойствами, защищает арматуру от блуждающих и наведенных токов;
  • каменноугольная краска на эпоксидной основе – устойчива к электрокоррозии и механическим повреждениям;
  • пенополиуретановое покрытие – применяется для безколодезной установки непосредственно в грунт;
  • полимерное лакокрасочное покрытие – стандартная защита от коррозии и механических повреждений.

Крупногабаритные шаровые краны подземной установки монтируют кранами и манипуляторами. Для зацепления используются матерчатые и тросовые стропы, но дополнительных грузозацепных устройств на корпус обычно не устанавливается.

Запорный узел

Изначально кран шаровой подземной установки относится к категории арматуры поворотного типа. Существуют отсечные, запорные, регулирующие, запорно-резулирующие и регулирующее-отсечные модификации для конкретных эксплуатационных условий. Основными особенностями шаровых кранов являются:

  • перемещение шарообразной пробки из одного крайнего положения («открыто») в другое («закрыто») за время поворота шпинделя на 90 градусов, поэтому арматура называется полуоборотной;
  • пробка смонтирована в опорах, на ее поверхность нанесено износостойкое антикоррозионное покрытие;
  • седла имеют конструкцию колец, равномерно распределяющих давление рабочей среды на шар;
  • производители обеспечивают подвод смазки в узлы шпинделя и седла.

В базовую комплектацию шаровых кранов большого диаметра по умолчанию обычно входит комбинированный привод с возможностью работы на газе или жидкой среде. Это самый экономичный вариант для снижения бюджета эксплуатации магистрального трубопровода.

Конструкция пробки в опорах позволяет подпружинить седла к шарообразной пробке или использовать давление самой рабочей среды для этой же цели. Что обеспечивает максимальный А класс герметичности затворного узла с обеих сторон крана. За сохранность самих колец, в свою очередь отвечают вторичные мягкие уплотнения и специальные канавки, внутрь которых заходят кольца.

Сброс давления из внутренней полости корпуса крана возможен только при транспортировке жидких сред. Для газопроводов выпускают краны с герметичным исполнением внутренней полости без дренажа и байпаса.

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150 – «УХЛ», «ХЛ», «У» или «Т» выбирает сам заказчик.

Шпиндель и удлинитель

Производители кранов шаровых подземной установки обычно обеспечивают комплектацию удлинителем шпинделя следующих типоразмеров:

  • менее 1000 мм;
  • 1001 – 1500 мм;
  • 1501 – 2000 мм;
  • 2001 – 2500 мм;
  • 2501 – 3000 мм.

При этом нижняя часть трубчатой оболочки удлинителя шпинделя фиксируется болтами с ответным фланцем на корпусе шарового крана. На верхний конец удлинителя надевается Т-образный ключ (обычно в пожарных гидрантах и системах ХКХ), пневматический или гидравлический привод, редуктор с конической, цилиндрической и червячной передачей, электропривод или ручной штурвал/рукоятка.

Если гидропневмопривод управляется рабочей средой из магистрального трубопровода, дополнительно используются медные или стальные трубки, обвязывающие корпус арматуры с патрубками приводного устройства. Трубчатая оболочка удлинителя шпинделя покрывается теми же защитными составами, которыми защищен корпус шарового крана – лакокрасочными или полимерными материалами.

Устройство привода

Для крана шарового подземной установки допускается эксплуатация со всеми типами приводов, указанными в таблице фигур ГОСТ Р 5272 от 2007 года:

  • 0 – управление дистанционное;
  • 3 – 5 – редуктор механический с червячной, цилиндрической и конической передачей, соответственно;
  • 6 – пневмопривод;
  • 7 – гидропривод;
  • 8 – электромагнитный соленоид;
  • 9 – электропривод.

Кроме того, по требованию заказчика могут устанавливаться приводы комбинированного типа – электрогидравлический, пневмогидравлический. Для диаметров от 400 мм часто используются автоматы ААЗК, закрывающие кран без участия оператора. Для поршневых приводов с жидкостной и газовой рабочей средой необходимы управляющие блоки БУК, БУП и ЭПУУ с питанием от 24 В, 110 В или 220 В постоянного тока.

Для использования на газовых объектах/магистралях Москвы шаровой кран для подземной установки должен иметь сертификат ГазСерт. В системах теплоснабжения, ГВС и ХВС подобная документация не нужна.

Кроме шаровых кранов со всеми типами приводов для любых способов установки наш ресурс предлагает трубопроводные детали, запорную, регулирующую, отсечную, аварийную арматуру от ведущих брендов РФ и собственного производства. Консультации для посетителей сайта абсолютно бесплатны.

Кран для подземной установки Naval

Кран для подземной установки предназначен для перекрытия текучей среды (воды, жидкости или газа) в трубопроводе, изготовленном из полиэтилена низкого давления, который проложен под землей. Стыковка крана ПНД с трубопроводом осуществляется с помощью электросварных муфт или сваркой встык.

Кран с удлиненным штоком с редуктором
Кран с удлинённым штоком
Сливной кран / Воздушник

Особенности конструкции шарового подземного крана

ПЭ кран состоит из абсолютно герметичного корпуса с выходящими из него двумя полиэтиленовыми патрубками диаметром, равным подключаемому трубопроводу ПНД. Внутри корпуса размещен полипропиленовый шар со сквозным отверстием. Если повернуть шаровый кран в положение «открыто», то повернется полипровпиленовй шар так, что появится сквозное отверстие между двумя патрубками, через которое возможна транспортировка рабочей среды под давлением.

Внутри корпуса имеются специальные выступы, которые предназначены для фиксации положения крана и недопущения его вращения более 90°. Особенности такой конструкции подземного крана обеспечивают герметичное перекрытие сквозного отверстия. С внешней стороны на верхней части корпуса располагается гнездо для установки телескопического штока.

Существуют краны с удлиненным шпинделем для подземной установки, которые предназначены для монтажа под землей на теплоцентрали, которые ведут от ТЭЦ к потребителям. В большинстве своем они должны соответствовать требованиям ГОСТ и другим нормативным положениям по показаниям качества работы, экологичности, долговечности.

Краны с удлиненными шпинделями изготавливаются из высококачественного материала и состоят из отдельной модульной конструкции. Это дает возможность менять высоту штока без теплопотери. В верху штока смонтировано специальное уплотнительное О-образное кольцо, внизу штока – два таких кольца. Это обеспечивает высокие показатели герметичности всего узла, позволяя соответствовать требованиям стандартов EN 12266-1.

L = 1500mm (DN25 — 250), 1800mm (DN300), 2000mm (DN400)

В качестве механизма управления применяется Т-образный ключ или при помощи планетарной передачи. Положение показателя легко определить визуальным осмотром. Среди возможных вариантов приводов: электрический, гидравлический, червячно-угловой редуктор.

Полиэтилен не подвержен коррозии и не требует проведения дополнительных мероприятий по обслуживанию в процессе эксплуатации.

Основные технические характеристики:

  • материал изготовления – полиэтилен марки ПЭ 100;
  • рабочее давление 1,6 МПа для воды и 1,0 МПа для газа;
  • диаметр патрубков – от 25 до 225 мм;
  • работоспособность – более 50 лет.

Кроме того, кран ПНД способен обеспечить быстрое перекрытие потока рабочей среды и в нем отсутствуют различные наросты, характерные для металлических изделий.

Телескопический шток

Телескопический шток или удлинительный шпиндель предназначен для обеспечения открывания и закрывания крана. Шток устанавливается непосредственно на кран, а его верхушка выводится на поверхность земли в ковер (защитный лючок) и управляется Т-образным ключом. Такая конструкция управления краном позволяет отказаться от создания технических колодцев.

Конструктивно технологический шток состоит из двух составных частей: стержня штока, который сделан из металла и защитного кожуха, выполненного из ПНД. Телескопический кожух предназначен для защиты стержня от заваливания землей. Это обеспечивает свободный ход закрытия и открытия крана, заложенного на глубине 1,2 – 2,0 метра.

Какой нужен кран ПЭ для подземной установки

Статьи

Для водопровода или газопровода удобнее всего врезать шаровый кран подземной установки из пластика. Такая конструкция может обеспечить достаточно долгий период эксплуатации, причём, без всяких проблем с техническим обслуживанием.

Есть много вариантов материалов для такой запорной арматуры, но пластик наиболее удобен, так как совершенно не боится сырости и коррозии. Мы расскажем, как его установить и продемонстрируем тематическое видео в этой статье.

Полиэтиленовый кран для подземной установки с американкой

Краны ПЭ

Описание

Поворотная система

  • Полиэтиленовые трубы обходятся гораздо дешевле металлических, поэтому большинство населённых пунктов и различных промышленных объектов не обходятся без коммуникационных трасс из этого материала. Кроме того, цена ПЭ крана гораздо меньше, нежели у стального аналога, но срок эксплуатации при этом неизмеримо больше, что тоже играет далеко не последнюю роль в выборе материалов для трубопроводов.
  • Широкое применение подобного механизма также обусловлено его достаточно широким диапазоном диаметров – его можно монтировать на трубы сечением от 20 до 315 мм и работать он может при температуре от -20 ⁰C до +40 ⁰C, это приемлемо для любого региона РФ при подземной установке.

Телескопический удлинитель

  • Кроме того, шаровый кран для подземной установки можно монтировать, не обустраивая для этого специальный колодец – для его регулировки достаточно вывести механизм управления наружу, а сам узел можно засыпать землёй. Расстояние до поверхности грунта от трубы может составлять от 1650 мм до 2750 мм.
  • Прут телескопии удлиняется за счёт квадратной полого профиля, на конце которого приваривают шестигранную втулку, которая устанавливается на ось крана и вращается с помощью квадратного/шестигранного металлического прута.
  • Изготавливают шаровый подземный кран из полимерных материалов (конструкция предназначена для сварки встык, либо для муфтового соединения труб). Патрубки выхода на данном механизме делаются из ПЭ 100 SDR11 – этого вполне достаточно для газопроводов с давлением 10 бар и водопроводов с давлением 18 бар.

Примечание. На удлинитель устанавливают защитный полиэтиленовый кожух из двух тонкостенных труб.
Они могут свободно перемещаться одна в другой.

Технические характеристики некоторых кранов

SDR11. Фото

Вид. Применение Для газа 10 бар, для воды 16 бар
SDR SDR11
Материал ПЭ80/ПЭ100, ПЭ2406/ПЭ3408
Открытие / закрытие ¼ поворота
Температура От -29 до 600С
Тип прохода Полнопроходной
Тип вспомогательного штока Телескопический удлинитель
Тип продувки Без продувок, 1 продувка, 2 продувки
Сварка корпуса и раструба Электросварка или муфтовая
Нормы испытаний EN 1555, ANSI/ASTM B16. 40

Таблица для SDR11

ПЭ

Имя Из чего сделан
1 Корпус Полиэтилен (ПЭ)
2 Раструб Полиэтилен (ПЭ)
3 Шар Полипропилен (ПП)
4 Место для шара NBR (резина)
5 Опорное кольцо Полипропилен (ПП)
6 Шток Ацетал
7 Соединитель Полипропилен (ПП)
8 Кольцо подшипника NBR (резина)
9 Кольцо адаптера NBR (резина)

Шаровые краны ПЭ

Габариты. Стандарт

Диаметр (мм) Вид
63 Без редуктора
90
110
125
140
160
180
200 С редуктором
225
250
280
315 (Полно-проход.)
355
400

ПЭ кран без продувки

С одной продувкой

Диаметр (мм) Вид
63 Без редуктора
90
110
125
140
160
180
200 С редуктором
225
250
280
315 (Полно-проход.)
355
400

С одной продувкой

С двумя продувками

Диаметр (мм) Вид
63 Без редуктора
90
110
125
140
160
180
200 С редуктором
225
250
280
315 (Полно-проход.)
355
400

С двумя продувками

Нюансы монтажа

Примечание. В Российской Федерации на данный момент водопроводный или газовый подземный кран не имеет достаточно широкого применения.
Тем не менее, очень много строительных организаций проявляют здоровый интерес к таким конструкционным приборам.

Под зелёный ковёр (дёрн)

Настоящая запорная арматура в наземном или подземном (с использованием колодцев) исполнении может быть использована в газовом хозяйстве. Но, в то же время инструкция не рекомендует использовать колодцы на протяжении трассы.

Всё дело в том, что правила работы в этих резервуарах и рекомендации по их вскрытию значительно усложняет эксплуатацию запорной арматуры такого типа.

ОАО “Газпром” разработаны определённые технические нормы, в которых монтаж запорной арматуры из полиэтилена (цена в расчёт не берётся) предпочтительно производится без колодцев.

Колодезная установка рекомендована лишь в тех случаях, когда трубопровод установлен на большой глубине, которая не позволяет использовать телескопический привод для регулировки.

Монтаж “под люк”

Существует стандарт СТО ГАЗПРОМ 2-2.1-093-2006, в котором демонстрируются (иллюстрируются) решения по проектированию, строительству и реконструкции полиэтиленовых трубопроводов для газовых магистралей.

Там описаны самые различные варианты установки ПЭ кранов шарового типа, которые могут быть выполнены:

  • Непосредственно на проезжей части (посреди дороги);
  • Непосредственно на проезжей части (посреди дороги) и на пешеходных тротуарах, а также в парковой зоне;
  • Под ковёр (дёрн) в парковой зоне или лесополосе.

Монтаж ПЭ кранов своими руками для домашнего водопровода на данный момент несколько затруднителен, так как для этого нет специального оборудования, которое поставляется через сеть строительных магазинов.

Если говорить о пластике, то для частного сектора предпочтение отдаётся полипропилену и на данный момент этот материал вполне удовлетворяет потребности жильцов частного сектора.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *