Масло для опалубки

Чем смазать опалубку?

Смазки для опалубок используются с целью снижения величины сцепления между поддерживающими конструкциями и застывающим бетоном, их применение помогает снизить трудоемкость строительных работ, улучшить качество поверхности и продлить срок службы щитов. Материалы для нанесения представлены суспензионными, гидрофобизирующими, замедляющими схватывание и комбинированными составами. Сфера применения включает как разовую обработку самодельных, так и защиту профессиональных форм.

  1. Разновидности и особенности смазок
  2. Рекомендации по выбору
  3. Цена продукции популярных марок

Описание материала, виды и характеристики

Смазка представляет собой разбавляемые или готовые к применению суспензии и эмульсии, наносимые в жидком виде на собранные щиты с помощью кисти, валика или распылителя. После застывания они образуют тонкую защитную пленку, снижающую величину сцепления с затвердевающим бетоном. В зависимости от состава и свойств выделяют следующие группы:

  • Водорастворимые суспензии на основе инертных к бетону веществ и соединений. К плюсам этой разновидности относят низкую стоимость и возможность самостоятельного изготовления, к минусам – расслаиваемость, и отставание от щитов и попадание в бетон, при необходимости виброобработки подходят далеко не все марки.
  • Составы с гидрофобизирующими свойствами, представляющие собой смеси минеральных масел и поверхностно-активных веществ. Образуют стойкую тонкую пленку и хорошо защищают опалубку, но стоят дорого и могут оставаться на поверхности бетона. Также к их недостаткам относят большой расход и пожароопасность.
  • Смазки на органических углеводах, замедляющие схватывание цементных растворов, применяются редко из-за риска растрескивания бетона.
  • Комбинированные марки (обратные эмульсии) – многокомпонентные взвеси на масляной основе. В их состав входят гидрофобизаторы, замедлители схватывания и пластификаторы, эффект от применения максимальный. Эти эмульсии самые стабильные, они не отслаиваются, не вступают в контакт с бетоном.

К учитываемым при выборе техническим и рабочим характеристикам относят:

  • Температурный диапазон нанесения и эксплуатации.
  • Расход, в среднем 1 л смазки или эмульсии для опалубки хватает на 10-20 м2, некоторые производители предлагают купить концентрированные смеси, разводимые водой или содовыми растворами. Примером служат Агат, Эмульсол Петролан, Гамбит-Грунт, они более экономные, но не подходят для многоразовой защиты.
  • Кислотное число – для эффективной нейтрализации щелочной среды бетона и снятия без усилий нужны смазки с данной характеристикой не менее 7.
  • Плотность и кинематическую вязкость, косвенно связанные с величиной расхода и способом нанесения.
  • Стабильность эмульсии: чем меньше % отслаивания, тем лучше.

Особенности применения, требования к смазке

Приобретаемые составы должны:

  • Быть удобными и экономными в нанесении. Минимальный расход имеют комбинированные смеси, к примеру, Tira-Lux-1721 или Агат-С5.
  • Не оставлять следов на поверхности изделий. Помимо непривлекательного внешнего вида это чревато отслаиванием отделочных или изолирующих смесей. Этот фактор особенно актуален при работе с цветными и белыми бетонами, в этом случае рекомендуются профессиональные взвеси: Агат С-5, Disarmante DMA 3000, Sika Addiment.
  • Удерживаться на вертикальных и наклоненных под углом щитах при температуре применение +30 °C не менее суток.
  • Иметь чистый, пожаробезопасный, не содержащий летучих веществ состав.
  • Быть максимально инертными к бетону или улучшающими качество его наружного слоя. Подобными свойствами обладают комбинированные смазки для съемной опалубки с добавками пластификаторов.
  • Содержать ингибиторы коррозии (для марок, предназначенных для нанесения на металлические щиты).

Не последним фактором является доступность материалов, хорошие отзывы в плане «цена-качество» имеют отечественные марки Ангрол, Эмульсол, Экол ЭКС-3. С целью сокращения расхода смазку накладывают на уже собранную опалубку, особое внимание уделяется стыкам и углам. При использовании кистей или валиков его величина возрастает, при обработке больших площадей стоит приобрести распылитель, желательно с разными насадками.

Также на количество расходуемых смесей влияет температура окружающего воздуха (чем холоднее, тем невыгоднее его наносить) и материал опалубки, на деревянные или фанерные разновидности уходит больше, чем на пластиковые. При этом необходимость в обработке обратная: максимальное напряжение адгезии между бетоном и щитами у первых достигает 0,18 МПа, у пластмассовых – всего 0,03, в ряде случаев тонкого защитного слоя у них достаточно для 3-4 разового использования.

Стоимость смазочных составов для опалубки

Наименование марки, производитель Краткое описание Ориентировочный расход, л/м2 Объем, л Цена, рубли
Тиралюкс-1721, Schomburg, Германия Профессиональный состав на основе минеральных масел и антифризовых компонентов, без растворителей. Тиралюкс подходит для смазывания ламинированной, пластмассовой, металлической и матричной опалубки, в том числе при условии низкой температуры воздуха (до -15°C) 0,015-0,03 227 21000
Ангрол-Монолит, Россия Универсальная, с диапазоном применения от -40 до +70 °C. Ангрол не расслаивается и не оставляет пятен на бетоне 0,1-0,2 200 8000
Агат-С5, Украина Модифицированная смесь масел без растворителей, используется при температуре от -25 до +80 °C 0,06 18700
Эмульсол ЭКС-А, Россия Водомасляная эмульсия с высокой адгезией к металлу. Допустимые параметры применения: не ниже -15 °C 0,1-0,4 195 7000
Эмульсол ЭКС-ИМ, Россия Профессиональный состав на основе индустриальных масел для смазки опалубки в зимнее время (до -35 °C) 0,1-0,3 8400

Смазка для опалубки

Опалубка представляет собой специальную конструкцию, необходимую для придания фундаменту определенной формы. Если ее не использовать, бетонная смесь не сможет принять нужную форму, растекаясь при этом во всех направлениях. После полного высыхания и затвердевания смеси внутри периметра опалубки, конструкцию необходимо осторожно отделить от фундамента, перекрытия или стен. Для того, чтобы сделать это максимально просто и не повредить при этих манипуляция готовую конструкцию, специалисты используют специальные масла (смазки), о которых и поговорим далее.

Зачем нужна смазка для опалубки

Основное предназначение смазки для опалубки заключается в уменьшении сцепления между фундаментной конструкцией и заливаемой в нее бетонной смесью. Кроме того, ее использование позволяет снизить вероятность образования трещин и сколов, которые возникают из-за пересыхания или перенапряжений бетона. Без использования масла для опалубки, которое снижает адгезию между поверхностями, убрать конструкцию без повреждений фундамента, стены или перегородки становится практически невозможным. Риск увеличивается еще и с увеличением размера яруса.

Требования, предъявляемые к смазкам для опалубки

Для того, чтобы обеспечить требуемые параметры сцепления между опалубкой и бетоном, смазка должна отвечать определенным требованиям. Некачественное масло может не только не дать нужного результата, а и вовсе привести к ухудшению качество поверхности, образованию трещин и других дефектов. Основные требования, которые предъявляются к смазкам для опалубки, следующие:

  • отсутствие локальных поверхностных дефектов в виде жировых пятен и шероховатостей после того, как опалубка снята;
  • небольшое сцепление щитов опалубки с бетоном, в результате чего открепление должно происходить легко;
  • хорошая адгезия с вертикальными и наклонными поверхностями в широком диапазоне температур (в основном до 30 градусов Цельсия) на протяжении 24 часов;
  • соответствие нормативным документам и требованиям противопожарной защиты;
  • отсутствие токсичных и вредных для человека составляющих.

При выборе смазки, нужно ориентироваться на состав, так как в каждом конкретном случае применим тот или другой вариант.

Какие виды смазок для опалубки бывают

Для демонтажа опалубки фундамента, стен и перегородок, наибольшей популярностью пользуются следующие производители:

  • Эмульсол «ЭКС-А»;
  • Эмульсол «ИМ»;
  • АНГРОЛ.

В промышленном применении чаще всего используют масло Эмульсол. По объему вещества различают два типа емкости: небольшие канистры по 20 литров и бочки по 216 литров.

По составу различают следующие виды смазки для опалубки:

  • в основе которых использованы вода;
  • в основе которых используются комбинированные вещества;
  • с использованием веществ-ингибиторов застывания бетона;
  • с использованием водоотталкивающих веществ.

Для изготовления водоэмульсионной смазки применяются инертные химических вещества, которые не вступают в реакцию с частицами бетона. Этот тип отличается невысокой стоимостью, но далеко не всегда эффективно справляется с поставленной задачей.

Масла на комбинированной основе более стойки к внешним условиям и проявляют лучшие сцепляющие свойства. Оригинальная и неподдельная смазка от производителя не расслаивается даже в течении недели, отлично держась на поверхности щитов и бетона. Довольно часто такие типы масел используются как обратные эмульсии (растворители и перемешиватели).

Третий тип смазок отличается наличием веществ, замедляющих застывание бетона. Как правило, это происходит из-за добавления меласса или танина. Это приводит к более сложному регулированию процессов схватывания бетонной смеси.

Смазки с водоотталкивающими свойствами изготовляются из множества минеральных и синтетических масел. В них входит минсоальное масло либо соли кислот жира. Это создает тонкий водоотталкивающий слой на поверхности стен, который предотвращает высыхание бетона. К недостаткам данного вида масла относится высокая стоимость.

Как правильно нанести смазку для опалубки

Правильное использование смазки для опалубки заключается в соблюдении последовательности действий и определенных правил.

  1. Нанесение необходимо делать сразу после сборки опалубки. При этом возможно сократить лишний расход масла.
  2. Чтобы предотвратить повреждение уже уложенного ранее бетона, его необходимо защитить при помощи брезентовой ткани.
  3. Наносить смазку на опалубку можно используя резиновые кисти или валики, но более эффективно это делать при помощи пистолета-распылителя. Так можно получить ровной слой и существенно снизить расход вещества.
  4. Для нанесения ровного тонкого слоя используются специальные насадки на пистолет.

Если брать во внимание расход смазки, то он будет напрямую зависеть от следующих факторов:

  • способа нанесения на поверхность. Наибольший расход если использовать валик, чуть ниже — кисть, наиболее экономичный вариант — пистолет;
  • температура окружающего воздуха. Чем более теплый воздух, тем меньше понадобится вещества;
  • плотности смазки. Чем масло плотнее, тем более высокий расход (но при этом плотность в большинстве случаев обеспечивает лучшее качество и сцепление);
  • временем, которое затрачивается между сборкой конструкции и заливкой бетонной смеси.

Если соблюдать все требования и советы, изложенные в данной статье, процесс нанесения смазки для опалубки будет довольно простым. При этом использование качественного масла существенно упростит последующую разборку конструкции и сохранит поверхность фундамента, стены или перегородки от повреждений.

Опалубочные щиты представляют собой конструкцию, с помощью которой фундаментным основам из бетона придаются необходимые формы. Свежеприготовленная бетонная масса отличается хорошей текучестью и заполняет каждый пустотный участок между арматурным каркасом. Сцепляется она и с опалубочными щитами, стремясь сделать всю конструкцию собственной оболочкой. И в том случае, когда у строителей имеются определенные планы на дальнейшее использование опалубки, отдирать ее придется с огромным трудом. Но проблема решается, если используется при бетонных работах смазка для опалубки.

Необходимость использования

Главной целью в применении смазки для форм и опалубки является снижение их намокания и сокращение адгезии бетонного материала к поверхностям элементов опалубочной конструкции.

Эмульсии жиросодержащей консистенции создают на поверхности палуб тончайшую пленку, понижающую сцепляемость с бетонной массой. При этом наносится смазка исключительно на предварительно собранную опалубочную конструкцию, арматурный каркас и закладные элементы не смазываются, так как именно с ними требуется высокий уровень адгезии.

Каждый материал обладает своими показателями смачиваемости. Для древесины и металла они более высокие, пластиковый материал и текстолит менее подвержены данному процессу. Но смазываются все поверхности, только для древесной поверхности это необходимо при каждом применении, а для пластика – на каждом пятом цикле.

Именно смазка способна понизить адгезию к бетонной массе и обеспечить быстрый демонтаж опалубки. Щиты снимаются легко, но самое основное в этом – бетонная конструкция не подвержена воздействиям механического характера даже в том случае, если возраст ее после заливки не превышает трех дней.

Основное условие при применении смазки – сохранить монолитную бетонную конструкцию.

Виды смазочных смесей

Все используемые для смазки специальные растворы по своим техническим показателям и химическим особенностям делятся на четыре типа.

Водная суспензия

Считается экономически выгодным вариантом. Кроме того, эту смазку для опалубки вполне возможно приготовить своими руками. Подойдут жидкий мыльный раствор с керосином, смесь глины и масла, суспензия, подготовленная из извести и гипса, разбавленных щелоком. Составы размешиваются, наносятся на опалубочные элементы, которые потом следует просушить. Тонковатый слой, оставшийся после сушки на щитах, отличается инертностью к бетонному раствору. Случается, что палубы конструкции окрашиваются простым составом – разведенной известью или цементным молочком. Варианты таких смазок недорогие, отлично подходят для небольших опалубочных конструкций, бетонирование в которых предполагает применение не виброуплотнения, а штыкования. Опалубку, обработанную такими растворами, простукивать не следует. Дело в том, что смазочный слой эластичностью не обладает, и после ударов от щитов отслаивается, перемешиваясь с раствором в зонах контактирования, загрязняя его поверхность и понижая прочность.

Если бетонирование ведется с виброуплотнением, такие составы для предварительной смазки не используются.

Гидрофобизаторы

Цена на эти смазочный смеси довольно высокая, не каждая считается безопасной для раствора в плане загрязнения поверхности конструкции. Cмазочные смеси для опалубки спросом пользуются, так как в своем химсоставе содержат поверхностно-активные компоненты, основу которых составляют минерализованные масла.

На основе органических углеводородов – замедляющие

Находящиеся в таких смесях замедлители достаточно результативно выполняют свое предназначение по разделению опалубочной поверхности и бетонного раствора. Однако используют их нечасто, потому что такие смазки обладают побочным эффектом – порой затруднительно держать под контролем процесс замедления, на ход реакции оказывают влияние многочисленные условия, в число которых входит и температурный режим воздуха. От воздействия подобных реакций поверхность фундаментной конструкции может находиться под воздействием напряжения и растрескиваться.

Комбинированные

Такие образцы смазок считаются более выгодными, и многих строителей не останавливает даже их высокая цена. В состав входят замедлители застывания бетонной массы и гидрофобизаторные компоненты, негативное воздействие которых понижается за счет добавления пластификаторов. Основное предназначение таких эмульсий – придание поверхности фундаментной конструкции гладкости и обеспечение легкого демонтажа опалубочных щитов.

Обратные эмульсии обладают определенными свойствами – сокращают численность и параметры пор, несколько увеличивают устойчивость бетона к воздействию влаги.

Часто используемые смазки

Чаще всего строители пользуются следующими составами:

  • Агат – концентрированная смазка, которую перед применением следует разводить водой и тщательно взбалтывать. Первоначальный состав сделан на основе масла, воды не содержит. Основное достоинство – после использования на поверхности бетонной конструкции следов нет, что особенно важно, если предстоят отделочные работы светлыми или цветными материалами;
  • Ангрол – состав на основе воды с длительным и безопасным сроком хранения, не подвержен горению, предохраняет металлические поверхности опалубочной конструкции от появления ржавчины. Правда, стоит такая смазка достаточно дорого;
  • Эмульсол и Эмульсол Экс-А – основу составляют минеральные масла. Расход эмульсола на 1 м2 опалубки небольшой, что позволяет его применять на предприятиях, производящих ЖБИ. Основным достоинством такого состава считается устойчивость к низким температурам, возможность работать с ним даже при тридцатиградусном морозе;
  • Тиралюкс – дорогостоящая смазка, изготовленная в Германии, отличающаяся сложным составом. Используют ее при зимнем бетонировании, потому что в составе смазочного материала имеются противоморозные компоненты. Стоимость смазки выше отечественных аналогов в три раза, но она оправдана отличной работоспособностью, позволяющей даже опалубки из фанеры и досок использовать многократно.

Требования к смазочным смесям

Смазки не должны оставлять на монолитной поверхности пятен жира и масла. Их составы должны обеспечить минимальную адгезию опалубки с бетоном, не обладая при этом проникающими способностями, потому что пятна с конструкции без нанесения ей механических повреждений удалить будет невозможно. Материалы, используемые для изоляции, обладают сцеплением, и отслойка их считается недопустимой.

Химический состав смазки не должен понижать показатель прочности бетонной конструкции в местах контактирования с ней.

Смазочные составы должны иметь достаточный уровень вязкости, чтобы создавать тонкий слой по гладкой опалубочной поверхности, держащийся не менее суток даже при температуре в тридцать градусов тепла.

Значение омыления (кислотный показатель) должно начинаться от 7. В местах контактирования с раствором образуется реакция, в процессе которой щелочь нейтрализуется, появляется пленочка, бетонная масса к ней не прилипает.

Смазочный состав должен отличаться простотой в нанесении и экономичным расходом, который определяется не только консистенцией состава, но и технологией его применения, и материалом опалубки. Распыление пистолетом позволит экономить на трудовых затратах, да и расход эмульсионного состава снизится на десять – тридцать процентов.

Выполнение работ

Смазка на гладкую щитовую поверхность опалубочных конструкций наносится разными способами, от которых зависит расход состава и скорость выполнения работ. Наиболее быстрым и экономным вариантом обработки считается нанесение с применением краскопульта. Такое устройство дает возможность минимизировать расходы смазок для опалубки, но не решает проблемы с прокраской неровных мест, так что такие участки придется обрабатывать вручную, используя обычную кисточку.

Качественный состав поможет без проблем отделить щиты опалубочной конструкции от бетона, не повредив монолитную фундаментную поверхность.

Если нет пистолетного краскопульта, можно воспользоваться валиком с шубкой из поролона или шерсти. Расход материала в таком случае увеличивается, но обработка выполняется быстрее, чем в случае с кистью. Способ рекомендован для опалубок с металлическими, фанерными или пластиковыми щитами. А вот обработку дощатых поверхностей лучше всего выполнять малярной кистью. Вариант трудоемкий, но с его помощью можно тщательно смазать каждую неровность.

Расход

Определяясь с количеством смазки, необходимо принять во внимание материал, который использовался для изготовления опалубочной конструкции. Примерный расход смазок с учетом вариантов их нанесения по различным материалам приведен ниже:

опалубочные щиты горизонтальные вертикальные
краскопульт кисточка краскопульт кисточка
летний сезон
стальные и пластиковые 300 350 400 430
древесина 320 350 350 420
зимний сезон
стальные и пластиковые 300 400 350 400
древесина 300 400 300 350

Следует заметить, что на расход смазочных растворов влияют определенные факторы:

  • инструмент, используемый для нанесения;
  • температурный режим;
  • плотность смазочного материала;
  • временной интервал между сборкой опалубки и заливкой бетонного раствора.

Популярные производители

Чем смазать опалубку, чтобы к поверхности щитов не налипал бетонный раствор, мы разобрались. Остается выяснить, какие составы использовать лучше всего:

  • в Германии производится Тиралюкс 1721 – профессиональный смазочный материал изготовленный на основе минерального масляного состава с добавлением антифризовых веществ. Растворительных компонентов не содержит, отлично работает по металлу, пластику, ламинированной опалубке. Разрешен к нанесению при морозах до пятнадцати градусов;
  • Россия производит Ангрол-Монолит – универсальную смазку, которой можно пользоваться при любых климатических условиях – от сорока градусов мороза до семидесяти – тепла. Смазка не расслаивается, пятен на бетонной поверхности после ее применения не остается;
  • украинский материал Агат-С5. Смазочный модификатор, не содержащий растворителей;
  • еще один отечественный вариант – Эмульсол ЭКС-А.

С применением антиадгезионных смазочных значительно возрастает сметная стоимость строительного процесса, но практикой давно доказано, что экономить на таком этапе не следует. Смазка опалубочных щитов считается важным мероприятием, во время которого необходимо выполнять рекомендации специалистов.

Эмульсол — состав, характеристики, применение, расход

Эмульсолы – это концентрированные водосмешиваемые составы, которые используют для:

  • приготовления смазочно-охлаждающих эмульсий в металлообрабатывающей промышленности, рабочих жидкостей для гидросистем промышленного и горнодобывающего оборудования, в том числе – механизированных шахтных крепей;

  • смазки форм для отливки ЖБИ, тротуарной плитки, изделий из пено- и газобетона, строительной опалубки.

Сфера применения эмульсола зависит от состава и технических характеристик.

КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВ ЭМУЛЬСОЛОВ

С целью получения высококачественных ЖБИ в эмульсолы для смазки форм и опалубки вводятся присадки, препятствующие образованию воздушных пор и раковин.

Состав и технические характеристики эмульсола конкретной марки регламентируются соответствующим ГОСТ или ТУ производителя, испытания качества проводятся по ГОСТ 6243-75, отбор проб – по ГОСТ 2517-2012.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ЭМУЛЬСОЛА ДЛЯ ОПАЛУБКИ И СМАЗКИ ФОРМ ЖБИ

Применение эмульсола позволяет сделать процесс демонтажа опалубки быстрым и легким, улучшить качество литых бетонных изделий.

При его выборе следует учитывать целый ряд факторов:

  • технические характеристики, влияющие на эксплуатационные свойства и расход продукта;
  • материал опалубки или формы (если она металлическая, в составе смазки должны быть антикоррозионные присадки);
  • рабочую температуру (в холода расход эмульсола увеличивается);
  • положение обрабатываемых поверхностей (при горизонтальном и наклонном можно применять средства меньшей плотности, чем при вертикальном).

В России наиболее популярны эмульсолы для опалубки и смазки форм ЖБИ отечественного производства:

  1. ЭКС – самый дешевый, используется только для безарматурных бетонных изделий;
  2. ЭКС-2 – специальная смазка для металлических форм ЖБИ;
  3. ЭКС-А – подходит для смазывания опалубки и форм ЖБИ из любых материалов, имеет высокие антикоррозионные характеристики, не оставляет на бетоне маслянистых пятен, экономно расходуется, отлично держится на вертикальных поверхностях;
  4. ЭКС-М – усовершенствованный вариант эмульсола ЭКС-А. Без проблем разводится холодной водой любой жесткости;
  5. ЭКС-ИМ – состав с улучшенными смазывающими, антиокислительными, защитными свойствами для работы в зимних условиях;
  6. ЭКС-А Elit – применяется при повышенных требованиях к внешнему виду и прочности монолитных конструкций.

Для работ с белыми и пигментированными цементами эмульсолы ЭКС не подходят.

РАСХОД ЭМУЛЬСОЛА ДЛЯ ОПАЛУБКИ И СПОСОБЫ ЕГО УМЕНЬШЕНИЯ

Средний расход эмульсола для опалубки составляет 0.02-0.03 л/м2, но он может значительно меняться в зависимости от вида материала и положения обрабатываемых поверхностей, способа нанесения, температуры окружающей среды.

Материал опалубочных щитов

Нанесение на горизонтально-наклонную поверхность

Нанесение на вертикальную поверхность

Распылителем

Кистью

Распылителем

Кистью

Летнее время

Пластмасса, сталь

300

350

400

430

Древесина

320

350

350

420

Зимнее время

Пластмасса, сталь

300

400

350

400

Древесина

300

400

300

350

Расход готовой к применению смазки при конкретном способе нанесения указывают на упаковке продукта.

Расход эмульсола на 1 м2 в разбавленном виде зависит от концентрации рабочего раствора: чем она ниже, тем меньше средства требуется для обработки опалубочных щитов. Но при этом не стоит забывать, что применение слишком жидкой эмульсии приводит к проблемам с распалубкой, повреждениям литых поверхностей.

Количество компонентов для приготовления эмульсии с необходимыми техническими характеристиками рассчитывается по формуле:

Рк = (К×Рв)/(100-К)

Рк и Рв – соответственно вес эмульсола и воды, кг;

К – требуемая концентрация раствора, %.

Снизить расход эмульсола без ущерба качеству бетонных работ можно, если:

  • наносить его на собранные опалубочные конструкции;
  • использовать распылители со сменными головками.

ЭМУЛЬСОЛ ДЛЯ СМАЗКИ ФОРМ — СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

В видео показан рецепт приготовления смазки для форм тротуарной плитки, являющейся аналогом эмульсола ЭКС-А. Вы можете воспользоваться им при отсутствии возможности покупки заводской смазки для форм. Однако, прежде чем заняться самодельным производством, советуем задуматься, так как:

  1. При систематическом использовании самодельных аналогов возможно ухудшения качества готовых изделий и негативные последствия для здоровья рабочих (аллергии, сыпи, респираторные заболевания).
  2. Стоимость готового эмульсола не сильно превышает затраты на покупку всех ингридиентов и время, потраченное на его приготовление.
  3. Расход качественной эмульсии ниже, а значит, она экономичнее, что ещё больше нивелирует разницу в цене.

Выполнение бетонных работ – обязательный этап практически любого строительства. Эта технология используется и при возведении массивных многоэтажных зданий, и небольших частных домов.

Монолитные конструкции позволяют получить прочные и долговечные конструкции с относительно небольшими финансовыми и временными затратами. Для выполнения работ обязательно нужно собирать опалубку, а чтобы форма затем легко отделялась от бетона, применяется специальная смазка для опалубки.

Область применения смазки

При проведении бетонных работ необходимо полностью выполнять все требования технологии. Важно, чтобы бетонный раствор полностью заполнил форму, не образовывая пустоты. Для этого используются разные приемы. Для небольших объемов допустимы такие приемы, как:

  • штыкование лопатой;
  • простукивание опалубки со всех сторон.

Более качественное уплотнение достигается путем использования вибраторов, которые создают колебания для выведения воздуха из бетонной массы и придания ей прочности и плотности. После проведения работ по уплотнению, бетонный раствор должен полностью заполнить форму, заполняя все выемки.

Но уплотнение раствора имеет и «оборотную сторону», бетон плотно прилегает к внутренней поверхности опалубки, что затрудняет в дальнейшем демонтаж. Чтобы отделить детали опалубки от застывшего бетона приходится прикладывать немалые усилия.

При разборке могут быть повреждены и сами щиты опалубки, и отлитые бетонные конструкции. Конечно, современные опалубочные системы, собираемые из пластика или металла с очень гладкой поверхностью, демонтировать легче, так как бетон к ним практически не пристает.

При частном строительстве чаще применяют более дешевые варианты опалубок – из дерева или фанеры. Внутренняя поверхность досок и неламинированной фанеры шероховатая, поэтому отделить их от застывшего бетона бывает сложно.

Решить эту проблему помогают специальные смазки для опалубки. Основная цель этих составов –уменьшение адгезии, то есть, применения смазки создает на внутренней поверхности щитов защитную пленку. Эта пленка не позволяет бетонной смеси прилипать к щитам опалубки.

Совет! Еще относительно недавно в качестве смазки использовали отработанное масло и другие нефтепродукты. Эти вещества неэффективны и небезопасны с точки зрения экологии. Поэтому лучше использовать современные, специально разработанные средства.

Требования к смазочным материалам

Какими же качествами должна обладать хорошая смазка для форм опалубки:

  • Нейтральность. Смазка изготавливается основе органических соединений, которые химически нейтральны. Составы не должны вступать в реакцию ни с бетонными смесями, ни с материалами опалубки.
  • Безопасность. Составы не должны быть вредными для здоровья людей, они не должны оказывать негативное воздействие на кожу либо приносить вред при вдыхании.
  • Чистота. Смазки не должны оставлять пятен на отливаемых бетонных конструкциях. Наличие масляных пятен на поверхности монолитных сооружений затрудняет последующую отделку.
  • Вязкость. Смазка должна обладать способностью держаться на щитах и не разжижаться даже при повышенных температурах.

Совет! Согласно требованиям СНиП, смазки, нанесенные на гладкие металлические или фанерные листы, должны продержаться (не стекать, не испаряться) в течение суток при температуре окружающего воздуха +30.

Виды смазок

В настоящее время для смазки опалубки применяют составы четырех видов. Классификация смазок для опалубки осуществляется с учетом эксплуатационных свойств. Отличаются они и химическими составами.

Водные суспензии

Самые доступные опалубочные смазки изготавливаются на водной основе. Составы наносятся на щиты и оставляют на просушку. После испарения воды на поверхности остается тонкая защитная пленка. Однако эта пленка очень тонкая и при применении вибраторов для уплотнения бетона она может разрушиться.

Составы гидрофобизаторы

Основа составов – минеральные масла с добавлением ПАВ. В результате после смазывания опалубки на поверхности листов образуется пленка, которая отталкивает влагу и, соответственно, исключает смачивание поверхностей форм бетонным раствором.

Составы очень эффективны, но стоят недешево. Недостатком является то, что входящие в состав минеральные масла могут оставлять на поверхности бетона жирные пятна.

Составы, замедляющие схватывание

Основа составов – органические углероды. Они оказывают воздействие на бетонную смесь, поэтому наружный слой остается пластичным, хотя основная масса уже набрала твердость.

Но при использовании таких составов имеет существенный недостаток – процессы застывания не контролируются, в результате во внешнем слое нередко образуются трещины и сколы.

Наиболее эффективным решением являются комбинированные смеси, они сочетают в себе свойства гидрофобизаторов и составов, замедляющих схватывание. Кроме того, в состав смесей включены специальные пластификаторы, повышающие качество бетона, путем уменьшения размеров пор на поверхности.

Как наносить смазку

Смазочные составы наносятся на поверхность разными способами, от выбора способа нанесения зависит скорость работы и расход нанесения. Наиболее экономичный способ – это использование краскопульта. Применяется пистолет для покрытия больших и ровных поверхностей, а вот неровности и стыки обрабатываются плохо.

При отсутствии пистолета составы можно наносить обычными валиками для краски и малярными кисточками. Нередко эти два метода комбинируют. Валиком окрашивают ровные поверхности, а углы и стыки – кисточкой.

Итак, смазки, наносимые на внутренние поверхности форм для опалубки, применяют, чтобы облегчить последующий демонтаж. Составы образуют на поверхности защитную пленку, которая предотвращает непосредственный контакт между бетонным раствором и стенками формы. Использование смазочных материалов позволяет продлить срок службы многоразовой опалубки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *