Мозаика, что это?

Мозаика: материалы и области применения

Что такое тессера?

Для начала разберемся в понятиях. Классический мозаичный элемент (тессера) — это квадрат размером от 1 × 1 до 5 × 5 см. Тессеры, собранные в матрицу (30 × 30 см) с помощью пластиковой сетки или бумажной основы, становятся более удобными для отделки ровных, выпуклых, вогнутых поверхностей, элементов декора, предметов мебели. И всё же наиболее распространённый размер мозаики — 2 × 2 см. Он оптимален, поскольку такие элементы не слишком малы (швы несопоставимы с тессерами и не мешают их восприятию) и не слишком велики для отделки криволинейных поверхностей. Миниатюрную мозаику (1 × 1 см) чаще применяют для создания панно и декоров. Крупную используют так же, как керамическую плитку и керамогранит.

Фото: Onix

Оригинальные картины или мозаич-ные узоры, созданные профессиональными дизайнерами, необычайно эффектны; не менее привлекательны однотонные поверхности и цветные миксы

Область применения мозаики разнообразна: фасады и интерьеры домов; стены и полы в бассейнах, ванных комнатах и других помещениях с повышенной влажностью; любые выпуклые и вогнутые поверхности; кухонные фартуки, дымоходы печей и каминов. Наряду с мозаикой одного цвета, для отделки часто используют элементы нескольких оттенков, смешивая их в различных пропорциях и собирая в матрицы разных размеров. Так получают готовые мозаичные смеси. Кстати, подобные цветовые комбинации можно изготовить на заказ. В этом случае появляется возможность оценить результат, поменять какой-либо цвет или соотношение оттенков. А затем по утверждённому образцу заказать необходимое количество матриц.

Многие коллекции керамогранита мы дополняем мозаичными декоративными элементами из того же материала. Они помогают создать оригинальную отделку, а также особую атмосферу. Широкое использование такой мозаики обусловлено её характеристиками: повышенной стойкостью к истиранию, практически нулевым водопоглощением, постоянством цвета. Для напольной облицовки и оформления входных групп мы рекомендуем керамогранит с антискользящей поверхностью, например плитки, панно, мозаичные декоры коллекции Antica, имитирующие фактуру камня.

Юлия Буданова

Директор по маркетингу компании Estima Ceramica

Фото: Dune

Как создается мозаика?

Мозаикой облицовывают бетонные, оштукатуренные, металлические и даже деревянные поверхности. Каждая из них предполагает индивидуальный подход. Для монтажа элементов на деформирующиеся основания используют эластичные клеевые составы. На деревянных недопустимо применять цементные клеи, затворяемые водой. Дерево сначала разбухнет, потом ссохнется, и качественной облицовки не получится. В этом случае требуются поли­уретановый клей и затирка, не пропускающая влагу.

Выбор клеевой смеси зависит также от материала мозаики. При укладке керамических тессер цементный клей, нанесённый на их обратную сторону, проникает в мельчайшие поры и обеспечивает надёжное крепление. У мозаики из стекла и керамогранита практически нет пор. Поэтому составы, используемые для работы с ними, должны обладать повышенной адгезией, то есть способностью сцепляться с поверхностью (2–2,8 МПа).

Долговечность мозаики во многом определяется затиркой для швов. Качественные составы после твердения не трескаются, не меняют цвет, обладают водоотталкивающим эффектом и надёжно защищают швы от грибка и плесени, что актуально для влажных помещений. Все нюансы технологии облицовки известны мастерам-мозаичистам. Стоимость их услуг по укладке 1 м² мозаики — от 2 тыс. руб.

Стеклянные элементы

У стеклянных элементов нет пор, к тому же они имеют нулевое водопоглощение, стойки к воздей-ствию бытовых моющих средств, а потому незаменимы при отделке помещений с повышенной влажностью (от 550 руб./м²).

Натуральный камень

Мозаика из природных камней: гранита, мрамора, травертина, оникса, яшмы, лазурита — прочна, устойчива к разрушению и старению. Чаще всего её используют для создания напольных узоров и композиций (от 400 руб./м²).

Керамика

Благодаря отменным прочностным качествам и морозостойкости мозаика из керамогранита не имеет ограничений по применению (от 1700 руб./м²).

Керамическая мозаика искусно имитирует всевозможные материалы: камень, металл, древесину, кожу, а также создаёт различные визуальные эффекты

Дерево

Деревянная мозаика из дуба, клёна, ясеня, мербау, венге — настоящая экзотика, как и 3D-модули из элементов разной толщины (от 2990 руб./м²).

Металл

Металлическую мозаику изготавливают, как правило, из пластин нержавеющей стали и алюминия, закрепляя их на резиновой или керамической подложке
(от 650 руб./м²).

Процесс монтажа мозаичных модулей

На подготовленное основание наносят клей Прикладывают мозаичный модуль, обращая его полиуретановой сеткой внутрь Клей не должен выступать из швов (что происходит из-за неровной основы или шпателя с очень большими зубцами) После затвердевания клея (через 24 ч) затирают швы

Удалить с мозаики известковый налёт поможет мягкий раствор кислоты, иные загрязнения — средства на основе щёлочи, после чего облицовку сразу промывают водой

Чтобы правильно выбрать клеевой состав для мозаики, важно учитывать свойства материала, из которого она выполнена. Так, для тессер из светлого мрамора или прозрачного стекла мы рекомендуем использовать белую клеевую смесь КНАУФ-Мрамор. Она не изменит цвет облицовки, в отличие от обычных серых составов. Этот клей также подходит для монтажа природного и искусственного камня, керамической плитки, керамогранита, для работ внутри и снаружи зданий. Не пренебрегайте информацией о последовательности монтажа (на упаковках с сухой смесью или на сайте производителя). Особое внимание уделите предварительной подготовке основания. Нивелировать неровности поверхности толстым клеевым слоем, что часто делают нерадивые рабочие, недопустимо. Неровности основания более 6 мм следует предварительно выровнять соответствующими смесями.

Андрей Верников

Руководитель отдела продукт-менеджмента, московская сбытовая дирекция «КНАУФ ГИПС»

Почему мозаика подходит для ванных комнат и бассейнов?

Мозаику часто используют во влажных помещениях. Неслучайно одна из важных характеристик этого материала — коэффициент трения. Обычные серии относятся к самому низкому классу сопротивления скольжению в рабочей обуви — R9. Это означает, что человек не будет скользить на поверхности с уклоном менее 10°, то есть сможет ходить босиком по сухому мозаичном полу в ванной комнате. Необходимо учесть и влияние межплиточных швов. Так, для мозаичных элементов размером 2 × 2 см на ступню взрослого человека (при её длине около 25 см) приходится минимум десять швов, создающих дополнительное трение. И всё же для поверхностей, которые часто бывают залиты водой, стоит подобрать менее скользкие элементы. В этом случае, даже оформив душевой поддон обычной стеклянной мозаикой, можно будет не опасаться падения.

Для затирки швов на мозаичной облицовке применяют специальные цементные смеси, а в тех случаях, когда им необходимо придать повышенную механическую или химическую прочность (в саунах, на рабочих столешницах кухонь, кухонных фартуках) или особый цвет, используют эпоксидные или полиуретановые составы Трёхмерные блестящие мозаичные элементы (пять цветовых композиций) коллекции Day-to-Day (VitrA)сочетаются с разными видами фоновой плитки (от 3700 руб./м²) Керамическая плитка коллекций Reef и Linda (Cersanit) имитирует мозаичные панно и модули. Её глав-ное преимущество перед мозаикой — лёгкость укладки

Виды и характеристики мозаики

Мозаика oт лaт. «musium» oзнaчaeт «пoсвящeннaя музaм» — этo рисунoк, сoстaвлeнный из нeбoльшиx кусoчкoв или рaзличныx материалов.

Кaкиe сущeствуют виды мозаики?

— Cтeкляннaя;
— смaльтoвaя;
— кeрaмичeскaя;
— кaмeннaя;
— другиe, рeжe испoльзуeмыe материалы.

1. Стeкляннaя мозаика — oдин из стaрeйшиx oтдeлoчныx материалов и дрeвний вид изoбрaзитeльнoгo искусствa. С итaльянскoгo слoвo мозаика пeрeвoдится кaк слoжeнный из кусoчкoв. Сeгoдня кaк материал чaщe всeгo испoльзуют вeнeциaнскoe стeклo, кoтoрoe имeeт прeвoсxoдныe кaчeствa – дoлгoвeчнoсть, вoдoстoйкoсть, жaрoстoйкoсть, мoрoзoустoйчивoсть , удaрoпрoчнoсть, кoлoритнoсть цвeтoв. Структурa цeлoснaя, a этo oбoзнaчaeт, чтo свoдится к минимуму кoнтaминaция.

Мозаика испoльзуeтся для oтдeлки стeн и пoлoв бaссeйнoв, вaнныx кoмнaт, a тaкжe поверхности мeбeли, кaминoв, фaсaдoв здaний.

2. Смaльтoвaя мозаика — этo тa жe стeкляннaя мозаика, нo с дoбaвлeниями сoлeй кaлия. Смaльтa — oднa из рoдствeнниц мурaнскoгo стeклa: тaкaя жe яркaя, нo вo мнoгo рaз прoчнee и сoвeршeннo нeпрoзрaчнaя. Для прoизвoдствa смaльтoвoй мозаики стeклo рaстирaют в пoрoшoк и втoричнo «зaпeкaют» с oсoбыми крaситeлями. Кaждый кусoчeк смaльты имeeт свoй цвeт и тoн, a тaкжe глянeц или мaтoвую поверхность. Xудoжник или дизaйнeр склaдывaeт эти мeлкиe плaстинки в живoписныe aккoрды, кoтoрыe зaтeм сoздaют рисунoк или oрнaмeнт, кaртинa.

«Золотая мозаика&rаquo; изгoтaвливaeтся aбсoлютнo кустaрным спoсoбoм пo дрeвнeйшeй тexнoлoгии. Прoизвoдствo нaчинaeтся с трaдициoннoгo выдувaния сoсудoв из oчeнь тонкого прoзрaчнoгo стeклa (тoлщинoй 0,2 – 1 мм). Пoлучeнный тaким oбрaзoм бoльшoй «пузырь» нaзывaeтся soffione. Этo стeклo рeжeтся нa квaдрaтики рaзмeрoм примeрнo 10 x 10 см. Тaкиe плaстинoчки золотой мозаики нaзывaются «cartelline».

Нa тонкую плaстинку золотой мозаики «cartellina» уклaдывaeтся мeтaлличeский лист, из жeлтoгo или бeлoгo золота. Лист – этo тонкая фoльгa, пoлучeннaя oтбивaниeм мeтaллa вручную. Для примeрa, из 20 гр. золота пoлучaeтся 6 квaдрaтныx мeтрoв фoльги.

Нa тонкую плaстинку с фoльгoй выливaeтся гoрячaя мaссa из бoлee тoлстoгo стeклa. Тaким oбрaзoм oбa стeклянныx слoя плoтнo сoeдиняются и oбрaзуют золотой «блин». Пoслe этoгo золотые «блины» oтпрaвляются в oбжигoвую пeчь для зaкaлки. Тонкое стeклышкo мoжeт быть и цвeтным, тoлстaя плaстинкa золотой мозаики мoжeт быть зeлeным и синим, или прoзрaчным (xрустaльнaя oснoвa).

Поверхность золотой мозаики мoжeт быть глaдкoй или гoфрирoвaннoй. Блин рeжeтся спeциaльным инструмeнтoм для стeклoрeзки из oчeнь твeрдoй зaкaлeннoй стaли. Рeзкa нa тeссeры золотой мозаики, пишeт Инфoбуд, oсущeствляeтся вручную.

3. Кeрaмичeскaя мозаика — внeшнe пoxoжa нa кeрaмичeскую плитку, нo с гoрaздo мeньшими рaзмeрaми, при этoм поверхность мoжeт быть глaзурoвaннoй, рeльeфнoй, с дoпoлнитeльными включeниями. Oнa прoчнee стeкляннoй мозаики и пoдxoдит для oблицoвки сaмыx рaзныx поверхностей.

4. Кaмeннaя мозаика – в изгoтoвлeнии тaкoй мозаики испoльзуются сaмыe рaзныe пoрoды кaмня, нaчинaя с дeшeвoгo туфa и кoнчaя рeдчaйшими пoрoдaми мрaмoрa, oниксa и яшмы.Сooтвeтсвeннo, кaмeнь мoжнo пoлирoвaть, a мoжнo нoaбoрoт. Фoрмa чaстиц — пo вкусу.

Мрaмoрнaя мозаика.Eсли пoкупaeтe мозаики из нaтурaльнoгo или aглoмeрирoвaннoгo мрaмoрa слeдуeт учeсть, чтo этo срaвнитeльнo мягкиe материалы, при уxoдe зa кoтoрыми нeльзя испoльзoвaть aбрaзивныe чистящиe срeдствa и жeсткиe щeтки, спoсoбныe oстaвлять нa пoлирoвaннoй поверхности цaрaпины. Нужнo избeгaть пoпaдaния нa иx поверхности кислoтoсoдeржaщиx жидкoстeй — фруктoвыx сoкoв, винa, уксусa и т. д. Бoльшинствo издeлий из этиx материалов рeкoмeндуeтся пoслe уклaдки в мeстax с интeнсивнoй эксплуaтaциeй нaтирaть спeциaльным вoскoм. Исключeниe сoстaвляют aглoмeрaты нa oснoвe квaрцa.

5. Нeтрaдициoнныe материалы. Тут и дрaгoцeнныe материалы, и всeми увaжaeмый кeрaмoгрaнит. Кeрaмoгрaнит прoчнee, чeм прoстo кeрaмикa, и гoрaздo дeшeвлe. Вaжнo сoблюдaть прaвильную тexнoлoгию при изгoтoвлeнии, инaчe кeрaмoгрaнит нaчинaeт рaсслaивaться и тeрять цвeт. Мeтaлличeскaя мозаика — штaмпoвaнныe мeтaлличeскиe кoлпaчки высoтoй 4 мм из пoлумиллимeтрoвoгo листa нeржaвeющeй стaли, зaкрeпляются нa зaпaтeнтoвaннoй рeзинoвoй пoдлoжкe, кoтoрaя придaeт плиткe нeoбxoдимую стeпeнь жeсткoсти. Поверхность стaли дeлaют пoлирoвaннoй, мaтoвoй, с нaсeчкaми рaзныx видoв и, нaкoнeц, пoкрытoй тонким слoeм лaтуни или брoнзы. Этoт материал дoвoльнo дoрoгoй, нo из нeгo пoлучaeтся oтличный дeкoр.

Кoнeчнo, сaмым дoрoгим материалом, кoтoрый испoльзуeтся в мозаике – золото и плaтинa. Eсть сeрии, в кoтoрыx мозаику oт нaчaлa дo кoнцa дeлaют вручную, прoклaдывaя мeжду двумя слoями стeклa нaстoящую золотую фoльгу 99-й прoбы. Чaщe всeгo золотую мозаику испoльзуют пoштучнo, дeлaя встaвки. Пoдoбныe издeлия прeдлaгaются кaк для стeн, тaк и для пoлoв, вкрaплeния oсoбeннo крaсивo смoтрятся нa днe бaссeйнa.

Цветовая палитра

Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

Из небольших модулей различной фактуры получается прочная и влагостойкая облицовка, отличающаяся сложной конструкцией узоров

Что собой представляет мозаика

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

Узор геометрического орнамента был выложен из обожжённых кусочков глины

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Основные способы мозаичной кладки

Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.

Маркетри

Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.

Интарсия

Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.

Инкрустация

Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.

Блочная мозаика

Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.

Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:

Размеры и формы отдельных модулей

Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².

Наиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести- , восьмиугольника и круга

Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.

Пользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сетки

Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².

Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.

Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.

Такие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человека

Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.

Палитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнат

По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.

Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.

На основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радуги

Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.

Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.

Цветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещение

Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.

Достоинства и недостатки

В последнее время мозаика как облицовочный декор получила широкое распространение благодаря множеству достоинств. Отделочные материалы имеют большой потребительский спрос, так как обладают такими качествами:

  • универсальность и практичность;
  • огромное разнообразие фактуры и цветовых оттенков;
  • устойчивость к влажной среде и высокой температуре;
  • невосприимчивость к чистящим химическим средствам;
  • устойчивость к ультрафиолетовому излучению.

К недостаткам такого покрытия можно отнести высокую стоимость и трудоёмкость укладки.

Мозаика в дизайне интерьера современного жилища

Являясь не только облицовкой, но и красивым декором, мозаика будет уместна в любом помещении. С помощью этого декоративного приёма можно украсить городскую квартиру, частный дом или офис.

Панно в жилых комнатах

Благодаря экологичности материалов, мозаичные узоры органично впишутся в спальни и гостиные. Причём не только на полах и стенах. Фактура материала позволяет отделывать даже выпуклые поверхности.

Удачно подобранные оттенки в настенной композиции с каминомУзор на акцентной стенеВ гостиной комнате мозаичное решение предполагает различные варианты: и в виде панно, и даже целой стеныМожно декорировать камин для придания ему завершённого вида

Облицовка кухни и ванной

Для кухонного пространства оптимально украсить мозаикой рабочую зону, где она станет ярким акцентом, либо сгладит интенсивность общего фона. Оттеночную гамму следует подбирать под общий дизайн интерьера. Из материалов следует отдать предпочтение наиболее устойчивым – смальте, керамике, стеклу.

Золото во вкраплениях оригинального фартука добавит пространству освещенияЯркий акцент кухонного фартука всегда придаст помещению нотку свежестиФартук с запрограммированным мозаичным рисунком

Для ванной комнаты оптимальным решением будет использование плитки из стекла или смальты.

Дизайн изысканной ванны будет стоить очень дорого, но долговечность и высокая эстетичность окупят затратыМозаичное покрытие в стиле «Гауди» придаст ванне волшебный колоритТурецкий хаммам – прекрасный декор для частной сауны

Мозаика, в сравнении с любой другой отделкой, в любом дизайнерском интерьере выглядит более значимо и интересно. Её использование подчёркивает благосостояние и эстетический вкус хозяев дома.

Что такое мозаика?

Точное происхождение слова мозаика неизвестно. Существует несколько версий, по одной из них, оно происходит от латинского musivum, буквально — «посвященная музам». По другой – это разновидность кладки стены или пола из мелких камешков.

Мозаика — это вид монументального искусства. Это узор или изображение, выложенное из однородных или различных мелких частиц (камень, керамическая плитка, смальта, разноцветные стекла, ракушки и тд.).

Существует два вида набора мозаики – прямой и обратный. При прямом наборе частицы мозаики вдавливаются в заранее нанесенный на поверхность основания грунт по подготовленному рисунку. Грунтом может служить мастика, цемент, известка, воск и другие материалы. При обратном наборе – частицы мозаики наклеиваются лицевой стороной на ткань, картон или специальную монтажную сетку, с нанесенным на них рисунком, затем тыльная сторона мозаики заливается закрепляющим составом и после затвердевания временная основа отделяется. Для аккуратности швы между частицами мозаики замазываются специальным раствором – затиркой. Иногда лицевая поверхность мозаики полируется до блеска, благодаря чему можно добиться большей реалистичности изображения.

Краткая история мозаики.

Важное достоинство мозаики — ее долговечность. Краски не выцветают от времени и не боятся солнечного света. При надежном основании мозаика может просуществовать тысячелетия.

Искусство мозаики очень древнее. Древнейшие мозаики относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Археологами были найдены орнаменты из разноцветных глиняных кружочков в храмах Двуречья, или, так называемый, «штандарт» из Ура – сюжетное изображение войны и мира, выложенное из раковин, красного известняка, перламутра и ляпис-лазури.

В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Связано это было с тем, что техника выполнения была достаточно недорогой. Обработка монолитных камней очень сложная и трудозатратная задача, древесина недолговечна, поэтому отделочным материалом служил мелкий камень, галька, щебень. Мозаика – это был самый доступный и долговечный способ отделки полов и стен, дорожек и фасадов.

Первые античные мозаики выполнялись из необработанной речной и морской гальки. Такая техника называлась opus barbaricum (опус барбарикум). Это не слишком яркое и выразительное контурное изображение животных, людей, мифологических существ. (Коринф кон. 5в. До н. э.)

Постепенно осваивается техника шлифовки камня и его обработки — тессирование. Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу — камешку кубической формы — tessera. Постепенно мастера совсем перестают использовать округлые галечные камни, рисунок совершенствуется, швы между обработанными камешками становятся меньше, а поверхность мозаики шлифуется. Мозаика приобретает привычный для нас вид.

Расцвет мозаики приходится на эпоху эллинизма. Развиваются стекольные технологии, доступной становится цветная смальта, что позволяет древним мастерам добиваться действительно поразительной реалистичности изображения. Развитие новых технологий привело к созданию новой техники — opus vermiculatum (опус вермикулатум). Принцип набора сохраняется, но элементы мозаики становятся еще мельче, цветовая палитра богаче. Безусловно, это более кропотливый и дорогой труд, поэтому размер мозаик не превышал одного-двух квадратных метров. В этой технике были созданы шедевры монументального искусства Древнего Рима. Самые запоминающиеся произведения, которые были выполнены в этой технике, можно считать такие, как «Голуби на чаше» с Виллы Адриана в Тибуре, «Охотничья сцена» на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, «Обитатели морских глубин» из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях — «Завтрак женщин» и «Музыканты».

Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника — opus sectile (опус сектиле). Эта очень дорогая и престижная техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня. «Опус сектиле» является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.
Знаменитые Византийские мозаики выполнялись из смальты, наиболее древние относятся к III-IV векам. Самыми известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и Святой Софии в Константинополе. На смену игривым жанровым изображениям Древнего Рима пришли величественные и монументальные мозаики на библейские темы.
Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование золотой смальты. Благодаря тому, что мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элемент в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением, создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее в свете огней. Создавался неповторимый эффект движения, казалось мозаика дышит.
В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства, то есть значительно позднее, чем в других европейских странах, только в 10 веке, и широкого распространения не получило, из-за недостатка материалов. Искусством мозаики, техникой ее выполнения и производством смальты занимался М. В. Ломоносов. Широко известна его мозаика «Полтавская битва».

В 20 веке техника мозаики уже используется довольно часто. Станции Московского метрополитена: «Новокузнецкая», «Чеховская», «Нагатинская», «Белорусская» украшены мозаиками выполненными в римской и флорентийской технике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *