Пассивная колонка

Активные и пассивные типы аудио колонок: чем отличаются и что это?

Всем привет! Различные типы акустических систем имеют как преимущества, так и определенные недостатки. Сегодня мы разберем, что такое активные колонки и пассивные, чем отличаются колонки активные от пассивных, какие лучше и почему.

Активный тип

В таких устройствах, усилитель встроен в корпус одной из колонок. Если это система 2.1 или 5.1, то его, как правило, помещают в сабвуфере – эта колонка более мощная, больше размером и, соответственно, есть куда напихать дополнительную «начинку».

Так как процесс проектирования такой колонки полностью лежит на фирме-разработчике, то уже на стадии создания подгоняются параметры используемых компонентов – в частности, соответствие усилителя мощности динамиков.

Пользователь может не ломать голову над подбором оборудования – какой усилитель лучше подойдет для используемых им излучателей и будет ли хватать его мощности.

Более того, качественные модели для компьютера могут быть оборудованы даже парой усилителей – отдельными для НЧ и ВЧ соответственно.

В плане мощности и габаритов такая конструкционная особенность тоже не накладывает никаких ограничений – они могут быть настольные, полочные, напольные, использоваться для ноутбука, для телевизора, домашнего кинотеатра.

Непременный компонент любого усилителя для активных колонок – так называемый DSP-процессор, обрабатывающий входящий сигнал. Все необходимые настройки вносятся самим производителем, а пользователю остается только подключить устройство к источнику звука.В целом, активные колонки обладают такими преимуществами:

  • Высокое качество звука, в том числе на большой громкости;
  • Мобильность – корпуса довольно легкие, и их несложно транспортировать;
  • Занимают меньше места;
  • Пользоваться предустановленным усилителем проще для рядового юзера;
  • Потери мощности не наблюдается даже на значительном расстоянии от источника звука.

Однако такие акустические системы имеют и некоторые недостатки. При выходе усилителя из строя, пользователь останется без колонок, пока его не починят. Кроме того, многие производители «мухлюют» и стараются сэкономить, оборудуя даже качественные трехполосные варианты с выходом на активный сабвуфер самым простеньким усилителем.

Пассивные акустические системы

Вопреки распространенному заблуждению, такие устройства по-прежнему выпускаются и прочно занимают свою рыночную нишу. Главное отличие пассивных колонок от активных – то, что они подключаются ко внешнему усилителю. Соответственно, без этого компонента работать они не будут.

С одной стороны, это требует от пользователя хотя бы элементарных познаний в электронике. С другой – он может самостоятельно скомпоновать акустику даже для дома, выбрав те модели динамиков и усилителя, которые подходят ему больше, и быть уверенным в качестве последнего.

И хотя это ведет к дополнительным затратам, такой тип весьма популярен у аудиофилов и прочих ценителей «теплого лампового звука».

К достоинствам такого типа стоит отнести:

  • Упрощенная коммутация – требуется всего один кабель спикерного типа;
  • Возможность более тонко настроить акустику;
  • Конструкция таких моделей проще, поэтому вероятность выхода из строя ниже.

К недостаткам стоит отнести то, что, как правило пассивные акустические системы имеют большие габариты, поэтому они менее мобильны, так как большая конструкция будет тяжелее. Кроме того, настройка такой аппаратуры может стать проблемой для неподготовленного исполнителя.

В целом, пассивная акустика чаще используется профессионалами – для концерта, митинга, для праздников, для дискотек, музыкантами, диджеями и т.д. Как правило, покупка таких девайсов тянет за собой целый «хвост» из дополнительного оборудования.

Например, при наличии даже двух излучателей, уже требуется дополнительный кроссовер для разделения НЧ и ВЧ. С другой стороны, все это специфическое оборудование – усилитель, микшер, звуковой процессор и прочее, позволяет создать систему с идеальной акустикой.

В завершение хочу отдельно отметить, что фон в активных вариантах может возникнуть только в самых бюджетных моделях. Серьезные бренды, как правило, экранируют усилитель, а это предотвращает генерацию помех электрической катушкой динамика.

У качественной аппаратуры разницы в уровне шума не наблюдается.

А если вы не слишком разбираетесь в акустике, советую купить хорошие модели активного типа и не заморачиваться слишком сильно – для домашнего компа такой аудио системы хватит с головой.

О том, какие вообще бывают виды колонок, . Также для вас могут оказаться полезными публикации о том, что такое акустическая колонка и для чего она нужна, а также об истории их возникновения и развития.

Буду признателен всем, кто расшарит эту публикацию в социальных сетях или отправит знакомым ссылку через мессенджер. До завтра!

С уважением, автор блога Андрей Андреев.

Подключение акустических систем

Главная / Информация / Подключение акустических систем Информация / Подключение акустических систем

В профессиональной работе со звуком очень важно понимать основные принципы коммутации разных видов оборудования, это позволяет легче и быстрее добиваться качественного звука и продлить жизнь аппаратуры.

Рассматривая в этом свете акустические системы можно выделить три вида: активные, пассивные и трансляционные акустические системы. Для каждого вида есть свои особенности, которые мы рассмотрим в этой статье.

Итак, считаем, что вы выбрали акустическую систему и купили ее. После распаковки оборудования первым делом возникает вопрос подключения.

Активная акустика. Главное отличие активной акустики от пассивной – наличие встроенного в ее корпус усилителя. Это значит, что подводимая мощность звукового сигнала к активной акустической системе (далее АС) значительно меньше, чем к пассивной. Поэтому в этой акустике применяются свои кабеля и разъемы, рассчитанные на меньший ток и напряжение.

Уровни. Хотя уровни линейного сигнала стандартизированы, несоответствия между устройствами все равно могут возникнуть. Потому что на самом деле в звуковой технике применяется не один стандарт, а несколько. Наиболее популярные линейные уровни для звуковой аппаратуры – это +4 дБ (1,23 В), -10 дБ (0,25 В) и -10 дБв (0,32 В). В результате несоответствия уровней выходного устройства (например, микшера) и входного устройства (например, активной АС) сигнал может искажаться или получать большой уровень шума. В связи с этим на устройствах мы можем часто увидеть переключатели номинального уровня выхода и входа. Если такого переключателя нет и нет регулятора выходного уровня, то придется применить дополнительное устройство согласования.

Баланс и небаланс. Для качественной передачи сигнала кабель, подходящий к активной АС должен быть экранирован. Также важно понимать, что соединение может быть балансным и небалансным. Небалансным соединением (несимметричным) называется соединение с помощью одножильного экранированного провода. Балансное соединение (симметричное) – это соединение с помощью двух экранированных проводов. Один из проводов передает неизмененный сигнал (+), а второй передает сигнал в противофазе (-). Такая передача сигнала позволяет использовать устройства, которые на основе вычитания сигналов помогают хорошо бороться с помехами и наводками. На практике небалансное соединение чаще применяется в роли проводов-перемычек между оборудованием, то есть тогда, когда источник и приемник находятся рядом. Балансное соединение рекомендуется использовать на расстоянии более 20 метров и позволяет качественно передавать сигнал на 200 метров. Способы передачи сигнала в подключаемых устройствах должны быть согласованы, балансный вход должен соединяться с балансным выходом. В противном случае применяются переходники или устройства согласования способа передачи сигнала.

Hi-z. Вход Hi-Z– это вход, который обладает большим импедансом и обеспечивает согласованное по сопротивлению соединение акустической системы и звукоснимателей гитары. То есть, это небалансный вход для акустической гитары, соло и бас гитары. Он еще называется инструментальным входом.

Использование дополнительных коммутационных переходников должно выполняться с осторожностью. Нужно учитывать все вышеупомянутые характеристики, они должны совпадать: у входа и выхода должен совпадать номинальный уровень сигнала (+4 дБ, -10 дБ и др.), способ передачи (баланс/небаланс) и импеданс (входное и выходное сопротивление).

Разъемы. В набор популярных разъемов для активных АС входят разъемы XLR, RCA и TRS.

Самый популярный в акустических системах разъем – XLR.

Известен своей высокой надежностью. Пришедший в звук из авиации, разъем XLR, или как его еще называют «Кэнон», удачно прижился в большинстве устройств профессионального звукового оборудования. Наиболее привычен для нас трехконтактный вид разъема, хотя бывают они четырех, пяти, а иногда и более-контактные. Практически всегда контакты на разъеме подписаны: 1 – корпус и/или земля, 2 – сигнал плюс (+), 3 – сигнал минус (-). Может быть распаян как под небалансное соединение (используются контакты 1 и 2), так и под балансное (контакты 1, 2, 3). В разъеме используется механизм-защелка, который фиксирует положение.

Разъемы TRS и TS. Разъем “Джек” бывает трехконтактный TRS и двухконтактный TS.

Расшифровуется аббревиатура как обозначения контактов: 1 – Sleeve (гильза) земля и/или корпус, 2 – Tip (наконечник) сигнал плюс (+), 3 – Ring (кольцо) сигнал минус (-). Понятно, что штекер TS может выполнять передачу только небалансного сигнала. TRS может быть распаян и под баланс и под небаланс. По размерам разъем может быть четвертьдюймовым (TRS1/4”) и 1/8-дюймовым (TRS1/8”, 3.5 мм), еще его называют миниджек.

Разъем, который часто применяется и в профессиональной и в бытовой аппаратуре — разъем RCA.

В народе его называют «тюльпан». Является не самым корректным соединением устройств с инженерной точки зрения. Все потому, что в момент подключения первым контактом соединяется сигнал, а не земляной контакт как должно быть. Однако благодаря своей форме и дешевизне он прочно занимает свою позицию среди популярных коннекторов. Передает несимметричный сигнал с линейным уровнем.

Практически в каждой современной профессиональной активной АС в корпусе предусмотрен сквозной выход на XLR разъеме.

Этот выход может по-разному называться — Link Output, Mix Out, Thru Out, Line Out, но суть одна — отдать входной на АС сигнал для дальнейшей маршрутизации. В зависимости от модели АС выходной сигнал может быть абсолютно идентичен входному или претерпевать некоторые изменения. Например, на выход может отдаваться уже лимитированный сигнал или сигнал после обрезного ВЧ фильтра. Если в акустическую систему встроен микшер на несколько каналов, то на выход может отдаваться сигнал только с определенного входа или суммарный сигнал от всех входов. Такие вопросы можно уточнить, просмотрев инструкцию к АС. Данная концепция подключений позволяет создавать длинные линии из акустических систем, не подводя к каждой АС кабель от микшера.

Также сквозной выход используется при подключении сабвуферов и сателлитов. Важно «посадить» все акустические системы, используемые в роли портальной системы, на один стереовыход микшера – Main Mix, чтобы управлять звуком в зрительном зале одним фейдером. АС выполняющие функции мониторов подключаются на отдельные выхода микшера. Обычно в такой ситуации звук от микшера из выхода Main Mix подводится к одному/двум сабвуферам, а дальше от него/них с помощью сквозного выхода сигнал подается на сателлиты.

Получается, что если с двумя сателлитами можно подключить один сабвуфер, а звук подводится вначале к нему, то сабвуфер должен содержать два независимых канала, чтобы отдать стерео на сателлиты. Ниже на рисунке мы можем увидеть схему типичной панели сабвуфера с разъемами.

Здесь соединения выполнены на балансных XLR разъемах. Два канала имеют названия A и B. Выходы (Output): FullRange – полный диапазон сигнала, HighPass – сигнал после ВЧ фильтра. С выхода HighPassсигнал от сабвуфера отдается на сателлиты, с Full Range — на другой сабвуфер (в случае, если у вас используется четыре сабвуфера и два сателлита).

Схема подключения (один сабвуфер и два сателлита):

Схема подключения (два сабвуфера и два сателлита):

Схема подключения (четыре сабвуфера и два сателлита, напольные мониторы):

Пассивная акустика. Подключение пассивных акустических систем стоит начинать с проверки соответствия мощностей подключаемого усилителя и АС. Это самый важный вопрос. При неправильном подборе появляются искажения (перегрузки) выходного сигнала усилителя, что может привести к выводу из строя акустики. Выходная мощность усилителя должна быть равной мощности акустики или процентов на 5 – 10 больше. Лучше всего использовать усилитель на 90% мощности (что соответствует максимальной мощности АС), чем усилитель меньшей мощности на 100%, который не дотягивает до максимальных значений мощности АС. При недостаточной мощности усилителя акустика не «раскроется» полностью. Нужно следить за тем, чтобы при подборе мощностей сравнивались показатели мощности одних и тех же стандартов.

Мощность.Производители используют такие стандарты мощности как номинальная, пиковая, синусоидальная, DIN, RMS, AES, PMPO, Program power. И это еще не все существующие стандарты мощности. Некоторые мощности близки по показателям, но все же, не стоит забывать, что это разные мощности! Такое множество мощностей можно оправдать разными подходами стандартизации в разных странах. Для России родными являются стандарты номинальной и синусоидальной мощности, DIN относится к немецкому институту стандартизации, RMS, AES, PMPO– западные стандарты. Наиболее объективными считаются показатели номинальной (Nominal) и среднеквадратичной мощности (RMS), самым «несерьезным» считается стандарт PMPO, так как по нему сложно действительно объективно оценить мощность акустических систем. Существуют формулы, которые позволяют хотя бы грубо перевести одну мощность в эквивалент другой.

Наиболее простой для покупателя вариант в подборе АС и усилителя — это выбрать устройства одной фирмы, так как обычно крупные компании производят конкретные серии усилителей в связке с конкретными АС, многократно проверяя надежность таких комплектов и оптимизируя их работу. Подсказкой могут послужить брошюры выпускаемые производителями, в которых описаны оптимальные варианты сочетания серий усилителей с АС.

Сопротивление. Необходимо не забывать о соответствии сопротивлений устройств. Так для усилителя в технических характеристиках обычно указываются несколько мощностей для рабочих сопротивлений (например, 2000 Вт для 8 Ом / 4000 Вт для 4 Ом / 6000 Вт для 2 Ом). Наиболее популярные сопротивления АС – 8 и 4 Ом, а с сопротивлениями 2 Ом не каждый усилитель сможет работать. Эти особенности перекликаются с известными понятиями последовательного и параллельного соединения АС. Часто бывают ситуации, когда на стереоусилитель нужно нагрузить четыре колонки. Если, к примеру, подключить четыре 4-омных колонки к двухканальному усилителю последовательно, то их суммарное сопротивление составит 16 Ом. Мы не опускаемся до опасных значений сопротивления, но теряем в мощности при таком соединении. При параллельном соединении вырастает выходная мощность, однако, в нашем случае сопротивление падает до 2 Ом. Это означает, что усилитель будет заметно больше греться из-за большего тока. И вообще, до использования такого подключения следует удостовериться в паспорте усилителя, что он работает с 2-омной нагрузкой, а то быть беде. Считается, что на 2-омной нагрузке снижается способность усилителя контролировать движение диффузора динамика, что может проявиться в размытом звуке баса.

Сечение провода. Все, наверное, понимают, что хотя сопротивление кабеля низкое, но оно есть, а значит, вызывает все-таки падение напряжения. То есть, уровень сигнала падает, особенно на высоких частотах. Фишка в том, что сопротивление зависит не только от материала и длины провода, а и от площади его поперечного сечения. Чем больше сечение – тем меньше сопротивление. В технических характеристиках к кабелю должно указываться погонное сопротивление. Это значит, что вооружившись калькулятором, вы можете подсчитать, отталкиваясь от нужной вам длины, какое сопротивление будет у проводов.

Фаза. При подключениях пассивных АС очень важно соблюдать совпадение фаз динамиков. Это значит, что диффузоры всех динамиков в любой момент времени должны смещаться в одном направлении. Обычно для удобного подключения на динамиках и проводах отходящих от них производитель обозначает контакты пометками (+) и (-). При неправильной фазировке, диффузоры динамиков будут двигаться в противоположном направлении и тем самым гасить в ноль все повторяющиеся в их сигналах амплитуды. Так как в стереосигнале практически всегда басовая составляющая одинакова (имеется в виду полоса примерно в пределах 30 – 130 Гц), то эта часть сигнала в «антифазовом» режиме будет исчезать. На практике можно увидеть картину, когда стоящие две колонки по отдельности отдают нормальный звук. При одновременном включении НЧ составляющая пропадает. Это значит, что у одной из колонок подключены неправильно контакты плюс и минус.

Разъемы. Наиболее популярными для профессиональных усилителей являются разъемы Speakon, XLR, TS, Euroblock, а также винтовые зажимы.

XLR, TRS/TS, Euroblock – используются для подключения входного в усилитель сигнала.

Speakon, TS, винтовые зажимы – для подключения акустических систем к усилителю.

Разъемы Speakon бывают трех видов: 8-контактные, 4-контактные и 2-контактные. Самые популярные 4-контактные – они используются для подключения двухполосных АС. Для подключения трехполосных применяются 8-контактные. Благодаря своей конструкции очень надежный разъем. После соединения с гнездом штекер нужно провернуть по направлению часовой стрелки для фиксации контактов.

Винтовые зажимы позволяют фиксировать провода со специальными металлическими зажимами и просто зачищенные оголенные кончики проводов.

Маршрутизация.В большинстве современных стереоусилителей доступны режимы маршрутизации Stereo, Parallel, Bridge. Обычно два канала подписываются обозначениями «A» и «B». Режим Stereo обеспечивает работу двух независимых каналов, режим Parallel обеспечивает параллельную подачу сигнала с входа A на выход A и B, при этом вход B – не активен, но для каждого выхода есть свой регулятор громкости, а режим Bridge (мостовой режим) поможет предоставить максимальную мощность на одну колонку, при этом активен регулятор A.

Схема подключения (режим Stereo):

Схема подключения (режим Parallel):

Схема подключения (режим Bridge):

В приведенных выше схемах подключение АС в мостовом режиме выполнено на разъеме винтовые зажимы. Однако это не единственный разъем, на котором можно реализовать мостовой режим. Рассмотрим детальнеетакое подключение на разъеме Speakon. Контакты разъема:

Для подключения мостового режима провода подводятся к контактам выхода канала A (контакты 1+ и 2+):

Подключение колонок к усилителю на разъемах Speakon для параллельного и стереорежима выполняются одинаково, разница только в самой маршрутизации внутри усилителя.

Стереорежим:

Параллельный режим:

Из схем видно, что подключение стерео можно выполнить как на двух разъемах Speakon, так и на одном. При двойном подключении на каждом разъеме используются контакты 1+ и 1-, при подключении на одном разъеме двух колонок в одном штекере используются все четыре контакта 1+, 1-, 2+, 2-. Изменение режимов в усилителе может быть реализовано в виде физического переключателя или в меню управления DSP-процессора.

Разделение на полосы. Следующий вопрос неразрывно связан с предыдущим. Так как профессиональный усилитель одинаково успешно может работать как с широкодиапазонными АС, так и с сабвуферами, очень удобно, когда усилитель оборудован встроенным кроссовером. Это позволяет избавиться от необходимости в дополнительном аппаратном устройстве и дополнительной коммутации. Так как при использовании сателлитов с сабвуферами рекомендуется срезать НЧ составляющую, усилитель со встроенным кроссовером должен реализовывать три функции – НЧ фильтр, ВЧ фильтр, полный диапазон.

Рассмотрим варианты подключения АС к одному двухканальному усилителю с кроссовером. Начнем с простого.

Обычный режим стерео с двумя широкополосными колонками:

Моно режим с одним сабвуфером и одним сателлитом:

Такой режим предпочтительнее использовать тогда, когда, сигнал стерео не требуется, а к басовой характеристике предъявляются повышенные требования.

Биампинг и бивайринг (Bi-Amping и Bi-Wiring). Чтобы рассмотреть следующее подключение нужно понять, что такое биампинг. Биампинг – это схема подключения, при которой каждому динамику двухполосной акустической системы требуется отдельный канал усилителя. То есть, в такой АС просто отсутствует встроенный кроссовер и каждый из двух подводимых к колонке каналов должен быть соответственно настроен на НЧ или СЧ/ВЧ полосу. Бивайринг – это схема подключения, при которой от одного канала усилителя подводятся отдельно провода к НЧ динамику и СЧ/ВЧ динамику. Так как подсоединяются они все равно к одному каналу усилителя, то получается, что он должен быть широкополосный, а значит в акустической системе должны быть установлены НЧ и ВЧ фильтр для каждого динамика. То есть, тот же кроссовер, только на какой-то раздельной конструкции с фильтрами. Выгода от такого способа подключения сомнительна, в отличие от биампинга. Биампинг может быть полезен в случаях, когда по каким-либо причинам в АС невозможно разместить кроссовер.

Подключение двухполосной АС по схеме биампинг:

Все принципы согласования усилителя и динамиков актуальны и для многоканальных усилителей. Разница, лишь в количестве каналов и акустических систем, также усложняется маршрутизация таких усилителей. Любой многоканальный усилитель теоретически может быть заменен набором двух и одноканальных усилителей.

Кроме рассмотренных нами подключений активной и пассивной акустических систем, еще можно затронуть отдельное направление – подключение трансляционных акустических систем.

Трансляционная акустика. Это оборудование принципиально отличается от пассивной и тем более от активной акустики. Особенность трансляционных систем в том, что благодаря использованию понижающих и повышающих трансформаторов в конструкциях усилителей и АС, достигается качественная передача звука на большие расстояния. Поэтому эта система озвучивания востребована на предприятиях, в офисах, супермаркетах и т. п. Естественно, что, не имея большого опыта, самому очень сложно спроектировать и настроить систему трансляции, лучше доверить это дело профессионалам.

Рассмотрим основные принципы подключения трансляционных акустических систем:

  • существуют линии трансляции с уровнем напряжения сигнала 240 В, 100 В, 70 В, 30 В и другие. Выводы АС должны соответствовать напряжению линии, то есть иметь соответствующее входное напряжение;
  • при подключении акустических систем к усилителю следует помнить о том, что их общая мощность не должна превышать мощность усилителя;
  • при доступных режимах на усилителях 100 В и 70 В, акустические системы можно переключить с линии 100 В на линию 70 В. При этом мощность этих АС упадет в два раза, в то же время их количество можно увеличить в два раза.
  • некоторые динамики имеют выводы не только на высокоомную нагрузку, но и на низкоомную. Обычно на корпусе подписано назначение контактов, важно при подключении не перепутать их.
  • выбор выводов трансформатора АС — чем меньше сопротивление АС вы выберите, тем большую мощность он выдаст.

Как подключить усилитель к колонкам

Если для выведения звука с телевизора или компьютера используются пассивные колонки, в системе должен иметься специальный усилитель мощности. Для осуществления процедуры подключения не имеет значения количество каналов – и стерео, и 5.1 или 7.1 системы подключаются полностью аналогично.

Усилитель используется в пассивных системах вывода звука, колонки которых не имеют встроенных усилителей в своей конструкции. Без стороннего усилителя в таком случае ухудшится качество звука, а из-за несоответствия сопротивлений колонок и микросхемы, воспроизводящей звуковые файлы, звуковая плата в устройстве может сгореть.

Стандартные усилители предназначены для стереосистем, состоящих из двух колонок или двух колонок и сабвуфера. Подключаются они к усилителю путем соединения оного с колонками посредством двух звуковых RCA-кабелей. Если же нужно усилить звук для воспроизведения его в системах 5.1 или 7.1, понадобится объединять в единую систему несколько усилителей или использовать AV-ресивер.

Усилитель или ресивер?

Ресивер – это, в сущности, тот же усилитель, только улучшенный. В нем имеется радиоприемник и устройство для расшифровки и распределения многоканального сигнала разных стандартов. Для просмотра фильмов ресивер будет лучшим выбором, хотя можно использовать отдельно декодер и отдельно усилители для каждого из каналов. Если же колонки будут использоваться для прослушивания высококачественной музыки, на которой внимание концентрируется усиленнее, может потребоваться более качественное оборудование, создающее меньше искажений. Тут выбор основывается на финансовых возможностях и чувствительности ушей – вполне хватит и стандартной системы. Для того, чтобы вся аппаратура имела адекватную стоимость, цена ресивера должна составлять не больше 100% стоимости самих колонок.

Усилитель Vincent SV-700

Выбор усилителя

При выборе усилителя мощности нужно обращать внимание на ряд важных его характеристик:

  • максимальная мощность;
  • рабочая мощность;
  • коэффициент искажений чистого сигнала, выходящего из микросхемы устройства, выводящего звук на колонки;
  • количество доступных каналов (обычно 5.1 или 7.1);
  • набор форматов аудиопотока, которые могут обрабатываться устройством;
  • количество аудио входов и, соответственно, ассортимент доступной к подключению аппаратуры.

Можно, конечно, ориентироваться на слух, но в таком случае точность будет не очень высокой, особенно если у вас недостаточно опыта. Лучше учитывать следующие моменты:

  • усилитель должен иметь сопротивление, соответствующее сопротивлению колонок – несоответствие значений может привести к самым разным последствиям, от простого ухудшения качества звука до полной неработоспособности системы;
  • мощность усилителя должна составлять как минимум треть максимальной мощности имеющейся звуковой аппаратуры;
  • толщина проводов для подключения колонок к усилителю должна составлять по меньшей мере 1,5 мм2, чем больше – тем лучше.
  • Звуковое оборудование может использоваться для самых разных целей, в том числе:
  • воспроизведение музыкальных файлов разного качества;
  • проигрывание файлов в формате видео;
  • запись, монтаж и сведение музыкальных треков.

В последнем случае, очевидно, аппаратура должна быть наиболее качественной, чтобы количество искажений аудио потока было сведено к минимуму.

Использование же оборудования в других целях не обязательно предполагает полную чистоту звука. Некоторые искажения при преобразовании звука ресивером вполне допустимы. Более того – искажения разного типа могут украшать или портить музыку в зависимости от ее жанра. В идеале, конечно, искажения не должны возникать на пути цепочки усилитель – кабель – колонки.

Набор разъемов на корпусе ресивера

Полноценный ресивер для домашнего кинотеатра позволяет подключать к нему не только вывод аудио, но и изображения. Таким образом, он имеет следующие интерфейсы:

  • разъем для аналогового стереозвука – тюльпан, или RCA;
  • различные разъемы для цифрового звука – S/PDIF, многоканальный RCA, HDMI;
  • S-Video;
  • SCART.

AV-ресивер Onkyo TX-NR828

Для аналоговых сигналов лучше всего подходят компонентные кабели – тюльпаны, а для цифровых – универсальный HDMI.

Порядок подключения колонок к усилителю

Если используется пассивная звуковая система с сабвуфером, понадобится двухканальный усилитель мощности. Если колонок много, придется использовать четырехканальный усилитель. На двухканальный усилитель нельзя подключать одновременно и сабвуфер, и усилитель, так как мощность при этом станет слишком большой, и устройство может сгореть.

Колонки подключаются к усилителю специальными проводами. Обычно это RCA, или тюльпан, состоящий из двух кабелей – красного и белого для разных каналов. Они подсоединяются одной стороной к колонкам, другой – к соответствующим разъемам на корпусе усилителя. Затем усилитель подключается кабелем к устройству, выводящему звук – магнитоле, компьютеру или телевизору. Помните, что к двухканальному усилителю можно подключить либо две фронтальные колонки, либо один сабвуфер, но не все вместе.

К четырехканальному усилителю мощности можно подключить 4 колонки или 2 колонки и сабвуфер. Чтобы подсоединить колонки к правильным разъемам, нужно ориентироваться на подписи аудиовходов – фронтальные разъемы называются Front Left и Front Right для левой и правой колонок соответственно, а задние – Rear Left и Rear Right. Если нужно подключить еще и сабвуфер, то соединять его следует с разъемами для задних колонок, а во фронтальные разъемы подключаются в любом случае фронтальные колонки.

Усилитель MS audio laboratory FHA 1.5

Как следует из вышесказанного, полноценно соединить многоканальную систему с усилителем не получится. Придется либо использовать отдельные усилители на каждый канал + дешифратор звукового сигнала, либо AV-ресивер, который стоит более дорого, но обеспечивает более качественный звук полноценной звуковой системы высокого качества, например домашнего кинотеатра.

Помните о безопасности использования всех электронных устройств. Нельзя включать звуковую систему в сеть до полной проверки правильности подключения всех электрических кабелей. Перед тем, как собирать звуковую систему из колонок и усилителя, следует изучить руководство пользователя к обоим устройствам, чтобы полностью разобраться в назначении всех разъемов и понять все маркировки на корпусах колонок и усилителя.

После этого, несомненно, сборка системы не составит никаких проблем – всего несколько минут на соединение всех кабелей и можно будет приступать к воспроизведению высококачественного звука.

Другие статьи раздела Колонки: подключение и установка

В наше время ни одна хоть сколько-нибудь качественная звуковая система не обходится без хорошего сабвуфера. Это устройство позволяет добиться наиболее качественного воспроизведения звуковых файлов… 36096

Как подключить колонки к музыкальному центру

За последние годы ассортимент как профессиональных, так и любительских акустических систем существенно разросся. Сегодня можно составить качественную звуковую систему из двух простейших колонок… 12288

Как подключить колонки к телефону

Чтобы воспроизвести любимые мелодии, человеку нужны не только сами музыкальные файлы и устройство, способное их прочитать и преобразовать в звук, но и хорошие колонки. Обычно мощная аудиоаппаратура… 47543

Плюсы и минусы активных и пассивных акустических систем

Звук, который воспроизводится с носителя или доносится от «живого» источника, слышен благодаря работе акустической системы. В разговорной речи такую технику называют колонками или динамиками. Во многих цифровых устройствах приспособления для вывода звука встроенные, что довольно удобно, хотя качество воспроизведения в этом случае невысокое. Поэтому для чистого и глубокого звучания на достаточной громкости аппаратуру необходимо подбирать отдельно. И тогда покупатель оказывается перед выбором между пассивными и активными акустическими системами. Что это такое, в чем их отличия, преимущества и недостатки, и пойдет речь в данном материале.

Особенности устройства и работы акустических систем разных видов

Любая акустическая система (АС) преобразует электрические импульсы в звуковые волны и усиливает их громкость. Аудиопоток может выводиться на разное число излучателей (головок):

  • один в широкополосных системах;
  • два или более в многополосных – в этом случае происходит разделение по частотам с помощью фильтров или цифрового кроссовера, и каждая головка излучает в своем диапазоне.

Важно! Принцип работы АС одинаков, но усилитель звука может располагаться по-разному: в самой колонке или вне ее. По этому признаку акустические системы делят на активные и пассивные.

Пассивная АС

Под корпусом такого динамика находится излучатель и фильтры/кроссовер, а усилитель выполняется в виде отдельного блока, который подключается к колонке и воспроизводящему устройству.

Активная АС

В этом случае усилитель встроен в колонку вместе с кроссовером и одним или несколькими излучателями. Такой системе не требуется внешний блок для повышения мощности звука. Она подключается к проигрывателю напрямую.

Особенности подключения

Конструкция динамиков предполагает разные варианты подсоединения к источникам звука.

Пассивные колонки по мощности должны соответствовать параметрам усилителя, в чем необходимо убедиться до того, как купить акустическую систему рассматриваемого типа. Иначе оборудование может выйти из строя по причине перегрузки, когда на динамики поступит слишком мощный сигнал. А если усилитель будет чересчур слабым, звук получится недостаточно глубоким и сильным.

Важно! При подборе кабелей для соединения техники понадобится учесть длину и площадь сечения проводов: от этих параметров зависит электрическое сопротивление шнура (указывается в документах на кабель для единицы длины). Из-за высокого сопротивления падает напряжение, а значит, и уровень сигнала.

Колонки подключают с учетом соблюдения фаз. Обычно контакты помечают знаками «+» и «-«. Для соединения частей системы используются разные разъемы. Динамики к усилителю подключаются с помощью клемм (в бытовых моделях), винтовых зажимов, штекеров форматов Speakon (с 2,4 или 8 контактами) и TS. Входной сигнал на усилитель подается через разъемы Euroblock, TS и XLR.

Акустика активного типа по-разному подключается к компьютерам, профессиональной технике для работы со звуком и бытовой электронике (домашним кинотеатрам и проигрывателям). В первом случае это разъем TRS (mini-jack диаметром 3,5 мм) или RCA («тюльпан»), во втором — TRS другой разновидности (jack с сечением 6,35 мм), в третьем — кроме перечисленных проводных соединений могут использоваться беспроводные (Bluetooth, WiFi). Кроме того, существуют АС, подключаемые, например, к телевизору, посредством оптического либо коаксиального портов, что обеспечивает цифровой звук в профессиональном качестве. Также выпускаются колонки с USB входом.

На заметку! Если динамиков несколько, их понадобится правильно расставить на сцене, открытой площадке или в комнате, чтобы получить желаемый аудио-эффект.

Преимущества и недостатки

Конструктивные особенности, потенциальные возможности, а также нюансы подсоединения к источникам звука пассивной и активной акустической системы определяют достоинства и недостатки каждого вида техники.

Положительные и негативные аспекты эксплуатации пассивной акустики для наглядности сведены в таблицу.

Достоинства Недостатки
Подбор и гибкая настройка оборудования под конкретные нужды. Необходимость тщательно подбирать компоненты, что непросто для рядовых пользователей, которым нужны колонки для телевизора или проигрывателя.
Устойчивость динамиков к непогоде. Из-за простого устройства и отсутствия интегрированного усилителя колонки невосприимчивы к осадкам. Ведь ограждать от стихии нужно только усилитель.
Звук хорошего качества даже при подключении к проигрывателю с невысокой производительностью. Сложная и кропотливая настройка.
Отсутствие необходимости в подведении кабелей питания к каждому элементу системы. Питание требуется только усилителю, от которого энергию получают и колонки.
Простота апгрейда. Понадобится подобрать только новый усилитель.
Ремонтопригодность. Самое уязвимое звено системы — усилитель, до которого легче добраться, чем до встроенного в колонку.
Приемлемые цены.

Активная акустика появилась позже пассивной и быстро завоевала уважение потребителей. Но, при кажущемся наличии сплошных положительных моментов, данные АС не лишены и недостатков, касающихся как конструктивного исполнения, так и возможностей звучания.

Достоинства Недостатки
Предустановленные параметры звучания упрощают настройку системы. Нельзя поменять усилитель отдельно от колонки.
Устойчивость к продолжительным нагрузкам. Ограниченные настройки звука.
Легкость подключения к разным устройствам. Сложный и дорогой ремонт.
Небольшие габариты. Усилитель не нужно переносить отдельно. Необходимость в кабелях питания и заземленных розетках для подключения колонок.
Простое использование. Высокие требования к производительности источника звука (плеер, звуковая карта и другие). При работе со слабым устройством даже самые хорошие колонки будут издавать звук невысокого качества.
Универсальность. Один и тот же комплект колонок можно без проблем подключить к компьютеру, плееру, телевизору и даже смартфону.
Разнообразие форм и вариантов исполнения. Бывают колонки напольные (например, стильные и мощные модели от Yamaha) настенные, горизонтальные, вертикальные, портативные с аккумулятором (например, у бренда JBL), всепогодные с защитой от влаги и пыли. Такие системы можно подобрать под любой интерьер. Чувствительность к температуре, влажности, степени загрязнения воздуха (при отсутствии защиты от внешних воздействий). Обычные колонки быстро сломаются, если попадут под дождь или в холод.

Вывод – что лучше

Подведем итог — для дома, небольших торжеств и концертов отлично подойдет активная акустическая система. А для уличных мероприятий и масштабных выступлений выпускаются профессиональные пассивные АС мощностью в 1000 Вт и выше. Однако в студиях звукозаписи можно встретить и активную акустику, но относящуюся к профессиональному уровню, предполагающему широкие возможности звучания. Компания Behringer и другие именитые фирмы производят качественную аппаратуру обоих типов.

Чтобы сделать верный выбор, нужно обязательно знать, в чем разница между активной и пассивной системами. Но не менее важно учитывать, для чего, как часто и в каких условиях будет использоваться аудиотехника.

Важно! Еще один немаловажный фактор выбора в пользу активной либо пассивной АС — уровень подготовки будущего владельца, ведь сложная аппаратура требует грамотной настройки и эксплуатации.

Итак, при домашних прослушиваниях музыки или просмотрах видео достаточными будут возможности активной акустики, выделяющейся простотой подключения и эксплуатации, а пассивные АС – удел профессионалов и аудиофилов.

Разобраться в акустических системах (АС) сможет не каждый, поэтому сегодня мы рассмотрим активные и пассивные колонки, выделим плюсы и минусы, и проделаем работу над выбором требуемого типа, поехали!

В чём отличие?

Активность или пассивность в названии означает, используется ли в аппаратах дополнительные усилители. Логично: в активных – да, в пассивных – нет. Простой человек не различит разницу в звуке между ними, поэтому для использования в домашних условиях подойдёт любой бюджетный вариант.

Разница данных видов колонок:

Активные колонки Пассивные колонки
Качественный и мощный встроенный усилитель Аппаратный модуль отсутствует
Нуждаются в заземлении на розетках Не требуют заземления на розетках (95% случаев)
Имеют взаимосвязь между усилителем и динамиком, позволяющую регулировать мощности, подаваемые на них сигналы Чувствительны к мощности сигнала усилителя, не подают к модулям обратную связь
Качественно не задействовать без высокопроизводительной звуковой карты Свои возможности «по полной» задействуют при подключении на среднюю производительность аудиосистемы

Усилитель

Качество звука зависит от различия мощности на выходе сигнала у звуковых устройств. Из-за этого дорогие колонки могут быть некачественными по сравнению со встроенными колонками ноутбука. Несостыковка параметров опасна по отношению к приборам, они могут повредиться от большого объёма звука.

Для улучшения звуковых качеств системы используют усилители разного типа. В активных колонках используют встроенный усилитель. Они некачественные в бюджетных вариантах, но подойдут простому человеку для использования дома. Это не значит, что звук будет плохой, аудиоусилитель в таких аппаратах подобран правильно, и справляется с поставленной задачей.

Для пассивных используют дополнительные приборы, в частности выносной усилитель. Здесь есть положительный момент. Можно самостоятельно подобрать качественный и дорогостоящий усилитель, который будет отвечать всем поставленным требованиям. Дешевые варианты могут повредить вашу систему. Нужно подбирать по показателям немного превышающих максимальные для аудиосистемы. Это будет дороже, но надёжность и последующая эксплуатация будет радовать долгими годами.

Активные колонки(АК)

Активные колонки представляют собой акустическую систему, оснащённую встроенными модулями повышения мощности. Это позволяет применять их без приборов подключённых дополнительно. Усилитель, который используется в колонках, может выступать в роли сабвуфера.

2 вида Активных колонок:

  1. С малой частотностью интермодуляционных искажений;
  2. С больший динамическим рядом.

Их преимущество перед пассивными – качественный звук при меньшей мощности потребления всего оборудования.
Они имеют быстрый и эффективный обмен сигналов между динамиками благодаря усилителям.

Если использовать их в персональном компьютере, требуется высокопроизводительная звуковая карта. Это даёт поддержание всей аудиосистемы в целом. Дешёвая активная акустическая колонка этого не требует, ей подойдёт и средняя аудиокарта. Они эксплуатируются простыми пользователями, которые не гонятся за тембром и разборчивостью каждой мелочи. Это не значит, что звук не будет качественным — он будет простым.

Пассивные колонки(ПК)

Пассивные колонки не имеют встроенных модулей усиления. В профессиональной сфере их используют чаще, так как подбирают усилители самостоятельно. У них есть встроенный усилитель, отвечающим только за подачу звука. Он не является действующим, но при крайней необходимости эксплуатируется с большой нагрузкой на колонки.

Существует всего 3 вида усилителей:

  • предварительный – осуществляет сбор сигналов с источников звука;
  • мощностной – взаимодействует с предварительным, тем самым увеличивая сборный звук в одно целое;
  • комбинированный – объединяет 2 предыдущих типа в один, выполняя обе цели.

Комбинированный имеет меньшую стоимость перед первыми двумя вариантами. Если же вы профессионал гонящийся за качеством, стоит присмотреться к покупке предварительного и мощностного усилителя. Они по цене обойдутся дороже, но скорость обработки данных будет быстрее.

Пассивная акустическая система требует среднюю звуковую карту. Если использовать дополнительные приборы, рекомендуется высокопроизводительная. Она способна полностью раскрыть потенциал системы.

Что выбрать?

Мы разобрали 2 вида колонок, но теперь задача: какой из них выбрать? Если вы обычный пользователь, нуждающийся в просмотре фильма и прослушивании музыки – выбирайте активную акустическую систему. Она позволяет воспроизводить звук, предусмотренный именно для вас. Звук будет качественный, но капеллы невосприимчивы для различия. Тональность будет выявляться не максимально, по сравнению с дорогим вариантом.

Если вы звукорежиссёр или музыкант, вам подойдут оба варианта. Однако лучше будет выбрать хорошие активные колонки, так как они все равно обойдутся дешевле, чем пассивные, к которым придется докупать усилитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *