Печь с изразцами

Старинные печи с изразцами: фото особенных творений всех времён

Изразцы на каминах и печахпечах могут рассказать нам о жизни и быте людей разных периодов. Ведь керамическая отделка пришла к нам из далёких времён и сохранилась на многих очагах благодаря своим уникальным свойствам. А изразцовые печи и камины в старинных постройках служили неотъемлемым элементом отопительной системы. Некоторые из них использовались по своему прямому назначению, некоторые же выступали декоративным элементом для маскировки отопительных труб, распределяющих тепло от центральной топки.

Но зачастую все они служили украшением интерьера, а в замках, дворцах и имениях знатных и зажиточных персон выступали признаком благосостояния. По этой причине для их отделки привлекались самые лучшие мастера, использовались самые дорогие материалы и новейшие тенденции росписи. Но есть некоторые Изразцовые печи, заслуживающие особого внимания, они могут рассказать нам немного больше, чем другие.

История в печных изразцах: фото росписи с исторической ценностью

Первая изразцовая печь, о которой хочется рассказать, находится в латвийском замке Яунмоку. Замок в неоготическом стиле был возведён в 1901 году в качестве охотничьей резиденции для мэра Риги Джорджа Армистеда. Строение представляет собой памятник архитектуры и на сегодняшний день является Музеем леса, поэтому все желающие могут познакомиться с изразцами печи не только на фото, но и увидеть воочию.

Изразцовая печь, изготовленная фабрикой «Целмс и Бэмс», находится на втором этаже замка. Она служит не только украшением интерьера, но и исторической памяткой. Кафельная отделка, приуроченная к 700-летию Риги, состоит из 130 керамических плиток с изображением около 50 различных видов старого города и его окрестностей. Картины улиц и площадей, архитектурных сооружений и латвийской природы напоминают старинные фотографии и очень хорошо передают не только исторические факты, но и дух того времени.

Фото: печь с изразцами, выполненная в честь 700-летия Риги

Фото: печные изразцы с изображением старой Риги, 1901 г.

Фото: изразцы на печи замка Яунмоку, Латвия

Ещё одна печь с историческим подтекстом росписи изразцов расположилась в чешском замке Орлик. Строительство замка и возникновение его необычного названия связано с легендой. История рассказывает о жестоком атамане, который возглавлял шайку разбойников, орудовавшую в лесах на юге Чехии. Однажды, вернувшись со своего промысла, атаман не обнаружил своего любимого сына. Долгие поиски не дали результатов, и убитый горем отец заснул неподалёку от скалы на берегу реки Влтавы. Утром атамана разбудил детский плач, который и привёл его к орлиному гнезду на вершине скалы. Вернув своего сына, атаман решил раз и навсегда распрощаться со своей разбойничьей жизнью и возвёл вместе со своей шайкой оборонную крепость. И именно эта крепость в XIV веке была реконструирована в прекрасный готический замок из камня.

В середине XIX века появилась изразцовая печь, запечатлевшая легенду в своей облицовке. Как и интерьер замка Орлик, печь выполнена в неоготическом стиле. Керамические изразцы напоминают сказочную книжку с яркими цветными картинками. А зелёные изразцы с рельефным орнаментом обрамляют её страницы словно красочный форзац. Текстовые фрагменты росписи поражают тонкостью работы мастеров-керамистов того времени.

Фото: изразцовая печь у замка Орлик, Чехия

Народная мудрость в картинках на изразцовых печах

В период XVII-XIX веков становятся популярными изразцы для печей и каминов с сюжетной росписью. Такие изображения передают нам особенности взаимоотношений и жизни людей того времени. Порой изразцы выступают настоящим учебным пособием, как в случае с печью во дворце Юсуповых, с которой мы познакомились ранее. А некоторые экземпляры даже несут в себе философские суждения и народную мудрость, увековеченную в керамике мастерами.

Изразцы с письменными заметками можно встретить на печах в Архиерейских палатах. Это целый комплекс зданий в Суздальском кремле, который предназначался для церковного верховенства. Сооружения возводились на протяжении XV-XVII веков. В конце XVII-начале XVIII века отдельные здания комплекса были объединены. В этот же период на втором этаже была построена Крестовая палата для торжественных событий и приёма гостей. Помещение представляет собой самый роскошный и великолепный зал.

Две изразцовые голландские печи барочного типа, отапливавшие Крестовую палату, появились в середине XVIII века. Их керамическая отделка схожа. Основные элементы украшает сюжетная роспись с небольшим текстовым сопровождением. Отличается лишь цвет пигмента росписи: синий и коричневый.

Фото: изразцовые печи Крестовой палаты, Суздаль

Фото: изразцы печные, середина XVIII в.

Схожие изразцы можно увидеть в Костромском Ипатьевском монастыре. Такая печь украшает Палаты бояр Романовых. Её появление датируется XIX веком и связано с перестройкой монастырских келий в царские палаты под руководством архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Текстовые фрагменты и сюжеты данной керамической отделки ближе к религиозным догматам, а некоторые и вовсе цитируют Священное писание. Связано это с тем, что выполнялась роспись церковными мастерами.

Фото: печь с изразцами Палат Романовых, Кострома

Фото: изразец печной, середина XIX века

Например, изразец для печи на фото гласит «Милость и истина сретостася», что означает «Милость и истина встретятся». Речь идёт о милости и справедливости Господа в день Суда. В верхней части плитки изображён мешок, символизирующий поступки и деяния человека на протяжении жизни. И для каждого человека стоит вопрос, перевесит ли чаша весов с мешком чашу, наполненную водой божественного милосердия.

Фото: фрагмент керамической отделки печи, середина XIX века

Картинка на изразцовой печи на фото озаглавлена надписью «С тобою засыхаю». Всем известен библейский символизм, олицетворяющий вселенское зло в образе змея. Так и здесь мы видим, как зло губит всё живое на своём пути. Человек, окутанный злом, засыхает подобно деревцу, которое превратилось в безжизненную корягу в объятиях змея.

Удивительно, насколько необычной и многообразной может быть изразцовая отделка печей. Благодаря кропотливому труду мастеров в керамике могут застыть страницы истории, мифы и легенды, мудрость веков, культурные ценности, традиции и даже религиозные догматы. Керамическая облицовка очага может не только радовать глаз, но и быть наполненной содержанием и глубиной.

Рассмотренные творения не объединяет ни время или место их создания, ни происхождение или культура их создателей. Приравнять их можно только по одному выразительному признаку – вложенной частичке души мастеров. Эти печи являются лишним доказательством того, что керамика – это бессмертное искусство, способное говорить, передавать мысли и заставлять задуматься.

Как сделать изразцы своими руками

Изразцы – одна из разновидностей керамической плитки, предназначенная для отделки печей и каминов.

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной, покрыта глазурью или не иметь покрытия вообще — терракотовый изразец. Также изразцы различаются по форме (квадрат, прямоугольник) и наличию румпы — коробчатого выступа на обратной стороне плитки. Румпа придает изделию прочность и делает печь или камин более теплоемкими.

Изразцовое искусство в России существует более десяти веков. Если вы хотите приобщиться к древнему искусству, предлагаем вашему вниманию небольшой мастер-класс. Сам процесс создания изразцов не слишком сложный, и овладеть им при желании могут люди даже без художественного образования. Особенно хорошо это занятие для совместного досуга с детьми.

Материалы для изготовления изразца просты и найдутся почти в любом доме, в крайнем случае, в ближайшем строительном магазине. Найти муфельную печь для обжига – это задача уже посложнее. Придется обзвонить мастерские по работе с керамикой.

Итак, начинаем!

1. Изготавливаем пластилиновую модель

Для работы нам понадобится скульптурный пластилин или любой другой, главное не слишком мягкий. На гладкой поверхности (для этого можно взять большеформатную керамическую плитку, например 30х30 см) из пластилина формируем квадрат с произвольными сторонами (например, 15х15 см) и высотой 1 см. Затем на поверхности квадрата вылепляем рисунок. Это может быть растительный или геометрический узор или любая фигура.

2. Делаем гипсовую форму

Стенки формы изготавливаются из остатков любого подручного материала: деревянные бруски, пенополиуретановый плинтус и прочее, высотой 4-5 см. В центр получившейся опалубки кладем нашу пластилиновую модель. Кстати, для того, чтобы в дальнейшем пластилиновая модель хорошо отделялась, ее можно смазать маслом, например, растительным.

Берем строительный гипс – алебастр и замешиваем его с водой в пропорции 7:10, при этом гипс засыпается в воду, а не наоборот. Консистенция раствора должна напоминать жидкую сметану. Гипс можно заменить шпатлевкой, так как раствор шпатлевки дольше сохраняет вязкость.

После просушки гипса (а он сохнет достаточно быстро – 7-10 минут), разбираем конструкцию опалубки, вынимаем пластилиновую модель и получаем готовую гипсовую форму для дальнейшей работы. Досушиваем форму при комнатной температуре. Когда форма окончательно просохнет, она будет издавать звонкий звук при ударе.

3. Изготавливаем керамический изразец

Основой для изготовления изразца служит гончарная глина, в которую добавляют различные вещества с огнеупорными свойствами: шамот, коалин и др. Надо тщательно заполнить нашу форму глиной. Движения должны быть с нажимом, чтобы не образовывалось пустот. Через несколько часов, когда глина подсохнет, аккуратно извлекаем изразец из формы.

Учтите, что глина отдает часть своей влаги форме, а потому сама уменьшается в размерах. Поэтому, будьте готовы к тому, что размер пластилиновой формы и готового изразца окажется разным. Так что, если вам надо плитку какого-то определенного размера, сделайте пластилиновую форму чуть больше.

4. Утельный обжиг

Утель – это первоначальный обжиг изделия. Для обжига нужна специальная печь с очень высокой температурой нагрева – 900-950 градусов. При этом нагрев должен быть равномерным со всех сторон. Время обжига – 3-4 часа, после этого изделие нужно оставить в печи до полного остывания.

5. Этап росписи изразца

После обжига утель можно оставить в натуральном цвете или расписать. Перед росписью изделие покрывается натуральной олифой и сушится в течение 1-2 суток. Роспись производится двумя методами.

1) Метод холодной росписи – обычно применяется для самодельных изразцов. Это наименее трудозатратный вариант, не требующий дополнительных обжигов. Для холодной росписи подойдут обычные масляные краски, а для заключительного слоя – масляный лак.

2) Ангобирование – роспись цветными ангобами. Ангоб – это декоративное покрытие из жидкой глины. Для создания ангоба взять разные по оттенку виды глины или заколеровать белую глину красящими пигментами.

Данная техника нанесения рисунка делится на два подвида:

  • нанесение глины консистенцией густой сметаны;
  • окунание изразца в воду, а затем в белый ангоб. После неполного высыхания белого фона на него наносится рисунок цветными ангобами.

6. Этап глазурования

Изразцы отличаются гладкой блестящей поверхностью. Эта гладкость достигается глазурованием. Глазурь наносится на поверхность слоем в 1-1,5 мм с помощью поливания или окунания в один прием, иначе на поверхности останутся разводы. Глазуровать можно как уже расписанный изразец, так и утель.

Глазурь можно изготовить из крахмального клейстера с толченым флюсом (стеклом). Под действием высокой температуры крахмал проникнет в поры изразца, и при запекании образует на его поверхности тонкую глазирующую пленку.

7. Окончательный обжиг изразцов

После высыхания глазурованного слоя, изразец снова обжигают в нижней камере муфельной печи, при более низкой температуре, в течение 2-3 суток. После обжига изделие остается в печи до ее полного остывания. В противном случае, на глазури появится сеточка мелких трещин.

Ваш изразец готов!

Как облицевать печь изразцами – поэтапная инструкция для начинающего печника

Мода цикличная, на смену одним веяниям приходят другие. Такая же тенденция наблюдается в отделке печей и каминов для бани, частного дома или дачи. Сегодня набирает популярность облицовка изразцами. Появляется всё больше поклонников традиционного русского стиля в дизайне и интерьере: сруб из бревна, резьбленное (резное) крыльцо, наличники, красивая русская печь, колодец. Облицовка русской печи плиткой будет неполноценна без использования изразцов.

Раньше не нужно было объяснять, что такое изразцовая печь, а сегодня требуются пояснения. Это печь, облицованная изразцами (плитка особой формы и структуры). Печные и каминные изразцы – изделия дорогие, ведь часть работ выполняется вручную. Но и результат того стоит. Сложно найти две идентичные, по внешней отделке, печи.

Облицовка печи изразцами своими руками

Помимо красоты, печные изразцы придают печи или камину еще несколько дополнительных свойств:

  • гигиеничность. Изразцы нетребовательны в уходе и с них легко удаляется пыль и любые загрязнения. Плотная структура поверхностной глазури не дает грязи и копоти проникнуть внутрь плитки, а также не пропускает через себя дым и гарь из печи:
  • высокая теплоемкость. За счет толщины и уникального строения тыльной стороны. Как и любая плитка, изразцы изготовлены из керамики. Но их толщина составляет 40-45 мм. В то время как толщина обычной плитки не превышает 18 мм. Наличие румпы (бортика на изнанке изразца) позволяет увеличить теплоемкость плитки;
  • продолжительная теплоотдача. Благодаря конструкции плитки, изразцовая печь медленно остывает. Замечено, что хорошо протопленная печь еще сутки остается теплой. Это приводит к экономии топлива. При этом выделяемое печью тепло по характеристикам схоже с теплом от солнца;

Примечание. Изразцовые камины имеют более низкий КПД изразцовой облицовки. Это связано с конструкцией топочной камеры камина. При открытой топке облицовка изразцами не выполняет свои функции в полном объеме. Поэтому, для каминов могут применяться декоративные изразцы – «плитка под изразцы» или майолика, которая по внешнему виду схожа с изразцами, но не имеет румпы. Керамическую плитку обычной формы можно устанавливать на уже существующий (действующий) камин. Потери тепла при открытой топке камина составляют до 50%, при закрытой – до 15%.

  • комфортная температура поверхности изразцовой печи;
  • долговечность, воплощение традиций в интерьере, особенная атмосфера в помещении и оригинальность.

Как облицевать печь изразцами своими руками

Отделка изразцами кажется сложной. На самом деле, так оно и есть. В старину, чтобы положить изразцы приглашались два мастера: печник и облицовщик. Выполняя работу одновременно, они создавали красивое и функциональное отопительное сооружение. Сегодня, благодаря тому, что технологии шагнули вперед, появилась возможность выполнить отделку печи изразцами своими руками.

Отметим сразу, время работы с момента принятия решения, разработки и утверждения проекта печи/камина до облицовки изразцами составляет 3-4 месяца. А до момента первой полноценной протопки печи – еще 1 месяц.

Плюс, человек, решивший сделать облицовку самостоятельно, вынужден будет играть несколько ролей: художник, дизайнер, архитектор, керамист и печник.

Но, как говорится, было бы желание, а пошаговая инструкция по монтажу изразцов прилагается.

Облицовка изразцами — планирование

Изразцовые печи – это специфический вид обустройства топки. Ее особенность в том, что строительство и облицовка производятся одновременно (классический способ). Есть еще современный, для тех, кто хочет облицевать уже работающую (старую) печь или камин.

Таким образом, для начала рассмотрим первый вариант – одновременное строительство и облицовка печи изразцами. Как правило, выполняют такую работу сразу два специалиста – печник и облицовщик.

Исходя из сущности этапа, можно сделать вывод, что решение обложить печь изразцами принимается одномоментно с идеей её строительства. Учитывая, что вес изразца довольно большой (2 кг), за счет большей толщины по сравнению с керамической плиткой, а также за счет способа монтажа, печи нужно обеспечить мощное основание – фундамент. Его площадь должно немного превышать планируемые размеры печи или камина. Это позволит конструкции прочно стоять и выдерживать вес изразцов без перекосов. Выбирая вид фундамента лучше отдать предпочтение плитному, а его толщина определится весом будущей печи.

Чертеж и схема укладки изразцовой плитки

Точная схема необходима для того, чтобы упростить монтаж и подсчитать точный расход материалы. Имея в своем распоряжении подробную схему укладки, легко определить, какой конфигурации изразцы будут нужны для отделки и какой порядок их установки. Принимая в расчет стоимость изразца – это немаловажный аспект.

Примечание. Пользователи рекомендуют создать страховой запас изразцов. Как минимум по одной штуке каждого вида изразца должно быть в наличии не только на случай непредвиденного повреждения во время кладки, но и на случай повреждения во время пользования.

Не нужно обладать навыками архитектора, чтобы создать чертеж изразцовой плиты. Достаточно нанести размеры печи и место установки изразцов.

Чертеж изразцовой печи

В настоящее время популярна 3D визуализация проекта.

Материалы и инструмент

Для работы нужно приготовить:

  • изразцовая плитка для печи – основной материал;
  • штыри из стальной проволоки диаметром 5 мм. Они нужны для соединения изразцов между собой и кирпичной кладкой печи;
  • мягкая проволока;
  • стальные скобы;
  • глина для заполнения румпы;
  • наполнитель: битый кирпич, речная галька или гравий (для закладки в румпу);

Примечание. Для наполнения румпы не подходит огнеупорный кирпич, а только обычный печной. Дело в том, что огнеупорный кирпич расширяется под воздействием высокой температуры, что может привести к расколу изразца.

  • затирка для швов на основе гипса.

Из инструментов достаточно будет тех, которые есть у каждого хозяина: строительный уровень, отвес, угольник, рашпиль, шпатель, болгарка.

Выбор изразцов для облицовки

Мастера-плиточники создали много разных конфигураций изразца, что позволяет построить красивую и функциональную изразцовую печь. Так, например, ровные плитки используют при отделке плоскостей, для облицовки углов предусмотрены угловые изразцы с румпой соответствующей конфигурации, Изгибы и декор выполняются фасонными деталями (бордюр, карниз прямой и угловой, решетка, рельефные вставки, накрывная полка, обрамление топки).

Разными могут быть не только виды изразцов, но и способ выполнения лицевой поверхности. Здесь выделяют рельефные, гладкие, с рисунком и без, глазурованные и терракотовые поверхности. Способ нанесения рисунка и его цветовая гамма определили целые школы керамистов. Популярность завоевали, голландские, испанские, русские изразцы.

А вот размеры изразцов, напротив, унифицированы и регламентируются положением ГОСТа 3742-47. Документ содержит информацию о геометрии изразца и допустимых отклонениях от нормы. Последние составляют не более 1 мм. Стандартизация позволила избежать длительной подгонки изразцов друг к другу, что существенно сокращает время облицовки.

Как проверить качество изразца

Покупая изразец нужно руководствоваться не только его эстетическими свойствами, но и обратить внимание на такие показатели как:

  • сырье. Мастера утверждают, что прочный изразец можно изготовить только из белой глины. Цветные глины, содержат различные примеси, которые влияют на качество;
  • наличие и размеры пор. Чтобы увидеть поры не нужно разбивать изделие. Они отчетливо просматриваются на торцах изразца. Чем больше размер пор, тем больше влаги способно впитать изделие. Процент влагопоглощения определяет устойчивость изразца к перепадам температур, к механическим повреждениям. Соответственно, чем больше и крупнее поры, тем ниже качество изделия;
  • метод изготовления изразца. В промышленных объемах изразцы изготавливаются двумя способами: продавливание, прессование и литьё. В первом случае используется влажная глина, что упрощает процесс производства, но увеличивает срок высыхания изделия. К тому же в процессе сушки влажное изделие может повести, что нарушит заданные размеры. Второй вариант более трудоемкий, но готовое изделие более прочное и имеет идентичные размеры. Третий метод используют для получения «плитки под изразцы»;
  • число (количество) обжигов. Их можно определить по качеству лицевой поверхности. Если она слегка потрескалась и имеет более тусклый блеск – значит, изразец обжигался единожды.

Подготовка изразца к облицовке

Учитывая способ изготовление изразцов можно отметить, что все плитки будут отличаться по размеру и оттенку.

С размером проще – все изразцы подгоняются под один размер с помощью болгарки и шлифовки рашпилем. При этом если нужно распилить изделие на части сначала нужно сделать запил лицевой глазурованной поверхности.

Примечание. Чтобы не повредить поверхность изразца при дальнейшей шлифовке сначала на глазурованной поверхности нужно сделать небольшой скос. Таким образом, изразцы будут опираться друг на друга ребром, а не декоративной поверхностью. На качестве укладки это никак не отразится.

Но если размер можно привести в единое соответствие, то цвету нужно уделить внимание. Изделия следует сгруппировать таким образом, чтобы переход между оттенками был как можно менее заметным. При этом мастера советуют укладывать изразцы с темными оттенками внизу.

Изделия с обнаруженными дефектами (трещинами, сколами, дефектами рисунка) могут пригодиться для подрезки. Их также можно уложить в месте примыкания к стене или других малозаметных местах.

Варианты укладки изразцов: первый рисунок — с сортировкой, второй — без.

Облицовка печи с сортировкой изразцов и без

Схема укладки изразцов с перевязкой и безКроме того, существуют способы укладки изразцов с перевязкой и без таковой.

На этом подходы к укладке не ограничиваются и определяются рисунком, рельефом изразца и фантазией автора.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

Раскладка изразцов

Отсортированные изделия нужно разложить в соответствии с чертежом на ровной поверхности.

Раскладка изразцов до и после

Примечание. Перед выкладкой изразцов удобно обозначить очертания печи малярной лентой.

Если размеры изразца превышают размеры печи, края плитки нужно зашлифовать (сточить) до нужного размера. Если меньше, можно увеличить толщину шва между плиткой. Однако его толщина не должна превышать 1 мм. для вертикального шва и 3 мм. для горизонтального.

Выложенные изразцы нумеруют с обратной стороны и приступают непосредственно к печной облицовке.

Раскладка комплекта изразцовой плитки

Облицовка печи изразцами – пошаговая инструкция

Технология отделки изразцами, как и любой строительный процесс – последовательна, начинается с формирования первого ряда.

Первый ряд изразцов или так называемые «копыта» задают тон всему строительству. Их правильная укладка залог быстрого и качественного дальнейшего монтажа.

Установка первого ряда

  • подготовка изразца;
  1. подобранные и пронумерованные изразцы погружаются в воду. Это позволит избежать ситуации, когда глина изразца будет вытягивать влагу из раствора;
  2. после извлечения, румпа каждого изразца до половины наполняется глиной. Заполнение румпы повышает теплоотдачу печи;
  3. затем в глину набивается наполнитель. В качестве такового может выступать кирпич, гравий, галька;
  4. образовавшиеся пустоты заполняют глиной;

Примечание. Многие мастера используют готовую смесь для заполнения румпы. Состав смеси: глина, кварцевый песок и кирпич в пропорции (соотношении) 1:2:2.

  • кладка изразцов начинается с установки угловых элементов;
  • установка центральных изразцов. После того, как первый ряд выложен, необходимо стянуть изразцы между собой стальным штырем. Чтобы предотвратить сползание плитки, штырь рекомендуется загнуть сверху. Нижним краем он будет упираться в румпу;
  • плитки в вертикальных и горизонтальных рядах соединяются между собой с использованием стальных скоб.
  • мягкая проволока, закрепленная на штыре, позволит соединить ряд изразцов с рядом кирпича печи. Проволока привязывается к штырю. На ее конце формируется петля, которая заводится в кирпичную кладку. Для надежной связки на каждый штырь следует привязать по две проволоки-петли.

Примечание. Петли для связки с кладкой печи устанавливаются по ходу строительства печи. Установленные заранее, они будут мешать работе.

Порядок крепления изразца показан на фото.

Способы крепления изразцовой плитки

После того, как уложен первый ряд нужно расчистить швы. В дальнейшем это поможет более аккуратно нанести затирку. А также очистить изразцовую поверхность от промывки.

Укладка последующих рядов изразцов

После того, как уложен первый ряд, аналогичным образом выставляется еще один. После этого выполняется кладки самой печи или камина. После того, как выложены несколько рядов кирпича пространство между ними и изразцами также заполняется глиной.

Облицовка изразцами — порядовка — 1Облицовка изразцами — порядовка — 2 (ноги)Облицовка изразцами — порядовка — 3Облицовка печи изразцами — порядовка — 4Облицовка изразцами — порядовка — 5Облицовка изразцами — порядовка — 6Облицовка печи изразцами — порядовка — 7Облицовка печи изразцами — порядовка — 8Облицовка печи изразцами — порядовка — 9Монтаж изразцов — порядовка — 10Монтаж изразцов — порядовка — 11Монтаж изразцовой плитки — порядовка — 12Монтаж изразцовой плитки — порядовка — 13Установка изразцовой плитки — порядовка — 14

Очистка печи и затирка швов между изразцовой плиткой

Облицовка изразцовой печи завершается очисткой поверхности. Для этого используется мягкая тряпка или бумага. Последним штрихом является заделка швов (затирка), если таковые допущены в процессе работы. Для затирки швов между плиткой используют жидкое гипсовое тесто, которым смазывают шовные промежутки. Через 10-15 мин. после высыхания теста, его остатки снимают мягкой тряпкой.

Примечание. Как бы ни хотелось протопить построенную и облицованную печь, не стоит делать этого раньше, чем через неделю после завершения всех работ. Да и то, пробная топка длится не более часа. Полноценную проверку можно выполнить после того, как полностью высохнет глиняный раствор – через 3-4 недели.

Облицовка изразцами готовой печи

Теперь, расскажем о втором варианте – облицовка старой (уже действующей, работающей) печи изразцами.

В таком случае, керамические изразцы укладываются по следующей схеме:

  • в кирпичной кладке рабочей печи высверливаются отверстия для связки кладки и изразцов;
  • в проделанные отверстия заводятся саморезы с проволокой. Они будут связующим элементом, удерживающим изразцы на поверхности печи или камина;

Крепление изразца к кирпичной кладкеПримечание. Для крепления проволоки в кладке следует использовать короткие саморезы с нанесенным на них клеем. При этом заводить их нужно не ударным способом, а именно вкручиванием.

  • закрепление стальных штырей на проволоку;
  • установка изразца на штырь и последующее загибание верхнего края штыря;
  • заполнение пространства между изразцами сухим раствором.

Заполнение камеры изразца сухим растворомПримечание. Строительный рынок предлагает современные растворы для приклеивания изразцов к кирпичной поверхности. Такой клей выдерживает значительную температуру и способен удержать без деформации изразцовою отделку с учетом существенного веса плитки.

Как крепить изразцы к печи (готовой) показано на видео

Изразцы для камина и печи способны долго сохранять свое очарование при наличии должного ухода. Он заключается: в своевременном протирании изразцов от пыли, копоти, и замене (реставрации) поврежденных элементов.

изразцовый

Смотреть что такое «изразцовый» в других словарях:

  • изразцовый — кафельный Словарь русских синонимов. изразцовый прил., кол во синонимов: 2 • кафельный (1) • … Словарь синонимов

  • ИЗРАЗЦОВЫЙ — ИЗРАЗЦОВЫЙ, изразцовая, изразцовое. прил. к изразец. || Сделанный из изразцов. Изразцовая печь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Изразцовый — прил. 1. соотн. с сущ. изразцы, связанный с ними 2. Свойственный изразцам, характерный для них. 3. Выложенный изразцами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • изразцовый — изразцовый, изразцовая, изразцовое, изразцовые, изразцового, изразцовой, изразцового, изразцовых, изразцовому, изразцовой, изразцовому, изразцовым, изразцовый, изразцовую, изразцовое, изразцовые, изразцового, изразцовую, изразцовое, изразцовых,… … Формы слов

  • изразцовый — изразц овый … Русский орфографический словарь

  • изразцовый — … Орфографический словарь русского языка

  • изразцовый — изразец … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • изразцовый — см. изразец; ая, ое. И ая печь. Изразцо/вый камин … Словарь многих выражений

  • изразцовый — изразц/ов/ый … Морфемно-орфографический словарь

  • гончарно-изразцовый — гончарно изразцовый … Орфографический словарь-справочник

Проходя мимо старинного храма или находясь в гостях у владельца частного загородного дома, вы можете иногда заметить на стенах или печных конструкциях яркую, рельефную плитку. А если вы затеяли постройку сруба, если цените старые, добрые традиции древнего зодчества, в вашу голову может прийти мысль «кажется эти штуки называются изразцами…»

Действительно, скорее всего, это оно и есть, хотя люди бывает путают изразцовую майолику с лепниной или декоративной плиткой. Ведь современная отрасль отделочных материалов предлагает даже гипс и пенопласт для отделки фасадов и фальш-каминов. Нетрудно обмануться!

Так что же такое изразец?

Изразец — это керамический элемент из обожженой глины для украшения печей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и часто украшенный росписью. Как правило, такой декор весьма ярок, и частенько используется в местах, где фантазия архитектора или дизайнера по интерьеру не ограничивается типовым решением.

Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.

Обычно, при таком подходе заказчик хочет видеть не только голый сруб и побеленную русскую печь, но и какую-то впечатляющую отделку, подобную той, что была у помещиков и купцов в доме. В общем, если вам интересны необычные интерьерные решения, тогда вам с изразцами по пути.

Факты об истории распространения изразцов в нашей стране

Изразцы как глазурованные глиняные элементы зданий и сооружений появились довольно давно. Похожая майолика встречается даже в древностях Востока. Благодаря своей красоте и долговечности она быстро оказалась в домах богатых мира сего.

Также, глазурованная керамика нашла своих ценителей и в странах Западной Европы на территории таких стран, как Германия и Голландия. Бело-голубая отделка каминов и стен знакома многим туристам и знатокам.

Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских палат, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло обрело второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.

Многоцветная майолика уходит корнями в далекое прошлое Новгородской земли. Если быть точными, речь идет о селе Богородицкое, располагавшегося вблизи Валдайского Иверского монастыря. Патриарх Никон в свое время большое внимание уделял строительству данного здания, поэтому к работам были привлечены лучшие ремесленники, в том числе и иностранные. Благодаря привлечению таких специалистов и было заложено основание для распространения многоцветной поливной керамики. Такие изразцы в народе назывались ценинными (хотя справедливости ради, следует отметить, что муравленые изразцы изначально не именовались таковыми).

Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.

Отличие изразца от плитки

Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.

Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.

Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов

  • Муравленые изразцы. Они, как уже говорилось ранее, покрывались зеленой свинцовой глазурью. В некоторых случаях такая поливная керамика была другого цвета, но тем не менее называлась муравленой. Большое распространение такие изразцы получили во времена, когда еще была плохо развита полихромная роспись. Однако, и по сей день она применяется на фасадах зданий и печных конструкциях, поскольку далеко не всегда стилистика подразумевает наличие на элементах декора цветастых элементов. Например, если мы имеем дело с комнатами, выдержанными в строгих тонах, где больше 2-3 цветов просто не предусмотрено дизайнерской концепцией. Как правило, упор здесь делается в большей степени на красоте рельефа керамики.
  • Воронежские изразцы. Производство братьев Поповых, экспортировавшее свой товар даже зарубеж, заслуживает того, чтобы рассказать об этой школе мастеров города Воронежа. Местные изразцы в основе своей цветовой гаммы имели зеленые, желтые и бордово-коричневые цвета. Этому способствовали естественность и доступность данных красок в отсутствие современного химпрома.
  • Ярославские изразцы.

    Эти изразцы отличаются особым рельефным изображением и самобытной цветовой композицией. На зданиях Ярославля до сих пор можно встретить характерную цветочную розетку. Всего таких розеток насчитывается шесть видов, отличающихся в основном количеством лепестков.

    Ярославский изразец на фасаде древнего храма

    Полевые цветы, вазы, птицы, ягоды и фрукты, — вот что обычно представлялось ярославскими мастерами зажиточным заказчикам. Розеточный орнамент символизирует благополучие, а это было весьма уместно в этом городе купцов. Ярославские изразцы широко применяли как для интерьера дворцовых зданий, так и для облагораживания фасадов.

  • Итальянская майолика. Если вы увидели салатово-оранжево-желтую керамику на камине, скорее всего, вы имеете дело с делом итальянских мастеров или тех, кто хочет им подражать. Также небольшой контраст создается за счет терракотой окраски, которая мягко подчеркивает некоторые из элементов облицовки. Яркий, позитивный образ, между тем, подразумевает отсутствие большого контраста. Всё мягко и по-домашнему. Кроме того, итальянская майолика содержит временами и голубовато-серые оттенки.
  • Голландские (европейские) изразцы. Отличаются тем, что в подавляющем большинстве случаев не имеют рельефа, что нисколько не преуменьшает их ценность. Преимуществом данного направления является роспись. Цвета, белый и голубой, составляют базу этих изразцов, однако, подобно итальянскому стилю, иногда присутствуют терракотово-желтые элементы. Детальная проработка рисунка голландской керамики — вот что делает ее невероятно сложной для производства. Не всякий человек способен нарисовать картину на небольшом кусочке глазурованной глины. Если вы цените изобразительное искусство, то такой декор вам обязательно понравится.
  • Гжельские изразцы. печная конструкция из гжельских изразцов

    Они по цветовой гамме очень сильно напоминают голландские, однако к белому цвету идет насыщенный синий вместо голубого. Кроме того, в отличие от европейских собратьев гжельский декор более минималистичен. Типичные элементы, изображенные на нем — цветы и листочки. Бонусом является огромное изобилие доступной керамической посуды, что для дизайнера интерьера является простым и изящным решением. Не надо ломать голову надо составлением композиции — все элементы согласуются друг с другом и уже в продаже, на заказ разве что изразцы и некоторые вазы.

  • Калужские изразцы.
    • Особенностью данных изразцов является их прямоугольная форма, а также достаточно минималистичный вид, если говорить о панно. Отдельные изразцы, как правило, имеют цветное обрамление по краям, пустое пространство в центральной части, а посередине — небольшое изображение. Как правило, это букеты, корзины, наполненные цветами, всадники или мифические животные вроде грифона.

    • Майолика с восточным орнаментом. Цвета росписи — оранжево-коричневый, красный, синий, бирюзовый или зеленый. Некоторые пустоты могут заполняться бежевым цветом. Особого внимания заслуживает концепция изображения: здесь может быть два основных варианта и, реже, комбинированный. Первый — геометрические фигуры, такие как прямоугольники, звезды, ромбы, круги. Второй представляет из себя композиции, состоящие из спиралей и стеблей-вьюнов. Иногда используются конкретные изображения фруктовых деревьев, людей-войнов и животных. В таком случае, хотя и сохраняется типичный стиль, восточного орнамента изображено крайне мало. Впрочем, такую реализацию вполне можно назвать восточной, хотя бы в силу ее происхождения.

    Изразец в восточном стиле

    Технология изготовления изразцов

    Стоит отметить, что современные производства изразцов всё же несколько отличаются от древних. Технологии позволяют сделать всё быстрее и качественнее, с соблюдением норм и стандартов, что сложно реализовать при их отсутствии. А это означает повышение производительности, разумные сроки и рост показателей качества продукции. Так что ручной, творческий труд вполне может уживаться с нашим высокотехнологичным настоящим без ущерба для дела.

    Итак, какие же этапы производства изразцов можно выделить?

    1. Подготовка глиняной массы. Основной материал для создания изразцовой керамики — красная глина. На этом этапе ее увлажняют. Далее, её нужно хорошенько размять, чтобы не образовалось воздушных пространств, приводящих к трещинам и даже полному раскалыванию изразца.
    2. Формоподготовка. Поскольку эта продукция зачастую имеет рельеф, необходимо создать форму, с помощью которой можно было бы получить заготовку сложной геометрии. Неточности на данном этапе приведут к тому, что придется всё переделывать или затратить больше сил на доработку. В древности формы изготавливались из дерева, сейчас они чаще всего из гипса. Такой материал более практичный и проще обрабатывается, что сокращает сроки изготовления и риски ошибок. Помещенная внутрь формы глина тщательно утрамбовывается вручную.
      • Сушка. После того, как мы получили заготовки, переносим их в специальные сушильные помещения и камеры. Там будущие изразцы сохраняются до тех пор, пока влага не уйдет в достаточном количестве для проведения последующей работы.
        • Обработка. Полученные образцы отправляются на обработку, где их инструментом очищают и удаляют лишнее, приводя их к тому виду, который необходим заказчику. Когда нужная геометрия получена, глина после тщательной очистки отправляется на обжиг.
        • Утильный обжиг. На данном этапе проводится первый обжиг будущей керамики. Он необходим для повышения прочности черепка, удаления оставшейся влаги, т. н. спекания. Однако, следует помнить, что слишком большой коэффициент расширения черепка по отношению к аналогичному у глазури приведет в дальнейшем к образованию дефекта, называемого отскок. Поэтому, температурный и временной режим выбираются так, чтобы это не навредило последующим работам.
        • Покрытие глазурями и роспись. На данном этапе вступают в работу художники. Они тщательно покрывают глазурями поверхность изразца, прорисовывают все детали композиции.
        • Политой обжиг. Это один из самых ответственных этапов в производстве изразцовой продукции. Специалист действует в строгих временных рамках, задавая достаточно точную температуру для получения наилучшего результата.

    После финального обжига изразцы аккуратно укладывают, еще раз внимательно осматривают на предмет недоработок. И если всё устраивает, можно отправлять к на объект с печником.

    А как же секреты? Давайте поговорим и о них.

    Секреты производства изразцов — типичные ошибки

    • Сборка. Такой дефект может образовываться при плохой обдувке черепков на стадии финального обжига. Пыль ваш главный враг в данном деле. Но не только она, но и глазурь. Некачественная глазурь! Иногда сборки выглядят даже неплохо, но в целом это, конечно, нельзя назвать чем-то хорошим.
    • Отслаивание глазури. А вот эта ошибка уже чаще связана с переобжигом. Стараясь хорошенько обжечь изразец, неопытный человек может запросто в этом перестараться. Впрочем, иногда не стоит винит в этом температуру — глазурь слишком мелкого помола также является причиной ее последующего отслаивания.
    • Прыщи. Это плотные вздутия на поверхности обожженной керамики. Такой дефект возникает, если поверхность черепка была загрязнена органическими веществами и водой. Это происходит при недостаточно высокой температуре утильного обжига.
    • Вспенивание. Если глазурь вспенивается, вероятно, виновата печная среда (но не всегда). Высокое содержание серы в продуктах сгорания является частой причиной такого дефекта. В некоторых случаях, вредитель — слишком высокая температура или длительное время обжига (в противоположность прыщам). Иногда для предотвращения вспенивания помогает замена состава самой глазури.
    • Пятна. Это достаточно частая ошибка у производителей керамики. Представляют собой крупные точки, отличающиеся по цвету от основного. Почему так происходит? Обычно углерод выгорает, но, например, при недостатке кислорода в печах не происходит достаточного окисления органики. Результат — пятна.

    Применение изразцов в печном деле и на фасадах зданий

    Современное дизайнерское искусство отличается от традиционного большим полетом фантазии и свободой решений. Поэтому совершенно нормально отказаться от некоторых привычных отделочных материалов и спокойно применять изразцы для достижения своих целей. Где вы можете порадовать заказчика майоликой?

    Прежде всего, владельцев частного дома можно удивить предложением украсить фасад загородного дома изразцами в строгом или ярком, жизнерадостном стиле, в зависимости от поставленной задачи. Неслучайно же они применялись в древности! Декоративная поливная керамическая плитка заменяла в те времена красоту драгоценных камней. И способна составить конкуренцию и современным материалам.

    • Какой же уют без камина, у которого можно удобно присесть с кружкой кофея? Какая хозяйка, любящая готовить выпечку, откажется от печи? Какой гостеприимный хозяин скажет твердое «нет!» мангальному комплексу?

      Печные конструкции создают неповторимую атмосферу в доме. Но только, если они действительно красивы. Наши мастера полагают, что только изразцы способны дополнить великолепием такие печные сооружения. Посмотрите, ведь это настоящие произведения искусства.

      • Если вам понравилась эта информация или у вас есть замечания, напишите, пожалуйста, пару слов или даже позвоните. Мы будем рады дополнить этот путеводитель тем, что интересно вам. Если вы — дизайнер интерьера, архитектор или печник, у нас всегда есть что обсудить с вами. Звоните сейчас: +7 (495) 150-40-86 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *