Саундбар ямаха

Обзор саундбара Yamaha YAS-108. Компактная звуковая панель с отличным качеством звука

Современные телевизоры находятся в постоянной гонке за минимальную толщину корпуса. Многие модели по этому параметру лишь на доли сантиметра превышают габариты базовых электронных компонентов и матрицы. Безрамочные ультратонкие телевизоры действительно смотрятся превосходно, но есть и обратная сторона медали такой компактности — места для встраивания хорошей акустической системы практически и не остаётся. Проблема хорошего звука легко решается внешними звуковыми панелями, которые с каждым годом становятся всё технологичнее, обрастая новыми типами подключения и технологиями обработки звука. Компания Yamaha уделяет этому направлению пристальное внимание, ежегодно выпуская новые модификации саундбаров, отличающихся превосходным качеством звука и умеренной ценой.

Ближе к концу 2018 года были представлены несколько новинок, пришедших на смену популярным моделям прошлого сезона, среди которых меня заинтересовала звуковая панель Yamaha YAS-108. Условно эту модель можно считать начальным уровнем, так сказать точкой вхождения в «мир великолепного звука от Yamaha». При этом YAS-108 отнюдь не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых заявлены четыре способа подключения к источникам звука: аналоговый, цифровой оптический, HDMI и Bluetooth, причем последний поддерживает сопряжение сразу с двумя устройствами (Bluetooth Multipoint). Во-вторых заявлены: декодер DTS Virtual:X (а следовательно и объёмное звучание) и поддержка подключения HDMI ARC, включая сквозные соединения с источниками видео в 4К-формате. Фактически это гарантирует превосходную совместимость с большинством современных телевизоров, выпущенных за последние 5 лет, а также с игровыми консолями нового поколения, мобильной техникой и персональными компьютерами.

Технические характеристики

Модель Yamaha YAS-108
Динамики 2 х 2,5-см ВЧ-динамика с купольным диффузором, 2 x 5,5-см НЧ-динамика с коническим диффузором и 2 х 7,5-см встроенных сабвуфера,
Выходная мощность общая мощность 120 Вт (30 Вт x 2 + 60 Вт встроенного сабвуфера)
Потребляемая мощность 27 Вт
Потребляемая мощность в режиме ожидания 0,4 Вт (функция HDMI CEC в режиме ожидания выключена), 1,2 Вт (функция HDMI CEC в режиме ожидания включена)
Габариты (Ш x В x Г) 890 x 53 x 131 мм (при размещении перед телевизором), 890 x 131 x 62 мм (при настенном монтаже с проставкой)
Вес 3,2 кг
Входы / Выходы 1 x вход и 1 x выход HDMI, 1 х оптический цифровой вход, 1 х аналоговый вход, 1 х выход сабвуфера
HDMI 4K Pass-through, 3D Pass-through, ARC, CEC, Автоматическая коррекция для синхронизации звука и изображения
Технология формирования звука DTS® Virtual:X, режим окружающего звучания, функция Compressed Music Enhancer, Bass Extended
Аудиоформаты Dolby Digital, Dolby Pro Logic II, DTS Digital Surround
Версия и профиль Bluetooth Версия 5.0 + EDR, профиль A2DP, аудиокодеки SBC и MPEG-AAC
Максимальный радиус Bluetooth-соединения 10 метров (в условиях прямой видимости).

Официальная страничка продукта: https://yamaha.com.

Упаковка и комплектация

Учитывая вытянутую форму саундбара, неудивительно, что и коробка имеет схожие очертания. Общие габариты: длина — 94 см, ширина — 18,5 см, высота — 13 см. Оформление черно-белое. На лицевой части на черном фоне показан внешний вид звуковой панели.

Доставка тестируемого экземпляра осуществлялась практически через всю страну, поэтому упаковка успела немного потерять товарный вид, но важнее, что она прекрасно справилась с сохранением целостности устройства благодаря пенопластовым вставкам и запасу места между стенками коробки и самим устройством.

В комплекте с саундбаром вложены:

  • Подробная инструкция пользователя на нескольких языках, включая русский;
  • Пульт дистанционного управления;
  • Кабель для цифрового оптического подключения длиной 1,5 м;
  • Кабель питания длиной 1,75 м с вилкой без заземляющего контакта;
  • Листы с информацией о технике безопасности и документы о гарантийном обслуживании;
  • Трафарет для разметки крепежных отверстий при настенном креплении;
  • Резиновые проставки для настенного монтажа.

Инструкция очень подробная и наглядная, с качественной локализацией на русский язык.

Внешний вид

В модели YAS-108 компания Yamaha решила уйти от прямоугольных форм к плавным линиям. Края саундбара получили аккуратное скругление. Большая часть наружной поверхности закрыта акустически прозрачной тканью. Для подготовки обзора пришла модель черного цвета, но компания успела выпустить лимитированные версии в красном и темно зеленом цвете. Черный крайне универсален и хорошо сочетается с любой техникой и цветовыми решениями в помещении. Размеры устройства весьма компактны: длина — 89 см, высота — 1,31 см, а толщина — всего 5,3 см.

Ровную поверхность фронтальной стороны посередине дополняет глянцевая панель с индикаторами и сенсорными кнопками. За счёт этого самыми востребованными функциями регулировки громкости и переключения источника звука можно будет пользоваться и без пульта дистанционного управления.

Во время работы индикаторы светятся приятным белым цветом. Яркость регулируется с пульта ДУ. Кнопка DIMMER переключает по кругу четыре предустановленных значения яркости от полностью выключенного до максимального состояния.

С обратной стороны сосредоточены основные точки подключения проводов и вентиляционные отверстия. Здесь же заметны пять резиновых ножек для горизонтальной установки саундбара на столешницах, полках и столиках, и два отверстия для настенного монтажа. Саундбар допускает как горизонтальное, так и вертикальное подвешивание, причем встроенный гироскопический датчик автоматически корректирует работу акустической системы для формирования правильной звуковой картины.

Согласно наклейке с информацией о модели поддерживаются сети переменного тока с напряжением от 100 до 240 В.

В верхней части сделаны переходящие назад углубления для беспрепятственного подключения проводов. Благодаря специальному увеличению выемки напротив HDMI портов проблем при подключении кабелей с прямыми коннекторами не будет. В части направления вывода проводов всё продумано под установку саундбара рядом с подставкой телевизора или закреплении на стене ниже его. В правом верхнем углу белой краской также нанесены значки поддерживаемых технологий обработки звука.

Отверстия фазоинверторов вынесены на боковые грани, поэтому ограничений в креплении вплотную к стене нет, главное, чтобы справа и слева было хоть немного пространства.

В комплекте идет достаточно неплохой пульт дистанционного управления Yamaha VAF7640. Перед началом его использования необходимо удалить транспортировочный изолятор батарейного отсека просто вытянув его за ярлычок с красной стрелкой.

В пульте используется распространенный тип батареек — CR2025. Подобрать замену со временем будет легко.

Подключение

Звуковая панель Yamaha YAS-108 предусматривает один вид беспроводного подключения источников звука и три вида проводного. По воздуху работа осуществляется посредством технологии Bluetooth версии 5.0+EDR с профилем A2DP и кодеком SBC. Радиус действия заявлен стандартный — 10 м в прямой видимости. На практике приблизительно так и есть при отсутствии препятствий. Разъемы для проводных подключений сосредоточены на задней стороне устройства. Рядом с ними белой краской нанесена соответствующая маркировка.

Расстояние между отдельными разъёмами достаточное, чтобы штекеры не мешали друг другу при одновременном подключении. Совместимость с преобладающим большинством источников аудиосигнала, подключаемых проводами, достигается наличием:

  • аналогового стерео-входа 3,5 мм mini-jack;
  • цифрового оптического входа;
  • аналогового выхода на внешний сабвуфер с разъемом RCA;
  • одного входа HDMI;
  • одного сквозного HDMI-выхода с поддержкой ARC.

Саундбар YAS-108 работает со всеми основными форматами HDMI-сигнала: 50/60 Гц, YCbCr=4:4:4, HDR10, HLG и HDCP 2.2. Также заявлена поддержка 4K Pass-through, 3D Pass-through и протоколов управления ARC и CEC.

Устройство

Звуковая панель очень качественно собрана. Кроме шестнадцати винтов, скрепляющих половинки корпуса, некоторые точки внутри дополнительно зафиксированы вязким герметиком черного цвета. Кроме того, все места соприкосновения пластика проклеены виброизолирующим материалом, а провода обмотаны поролоном, чтобы исключить паразитные звуки вибраций. Блок питания, плата усилителя и основная управляющая плата разнесены, а первые две еще и экранированы.

Звуковая панель YAS-108, или как её классифицирует Yamaha — цифровой звуковой проектор, представляет собой фазоинверторную трёхполосную систему с независимым усилением ВЧ/СЧ (два по 30 Вт) и НЧ-части (60 Вт).

Высокочастотная часть базируется на двух 2,5-см динамиках с купольным диффузором. Они с первого взгляда не видны под проводами и закреплены перпендикулярно двум СЧ-динамикам размера 5,5-см с коническими диффузорами. Низкочастотный диапазон воспроизводят два 7,5-см встроенных сабвуферных динамика. Последняя фраза может вызвать улыбку, ведь о каком сабвуфере может идти речь при диаметре 7,5 см? Но грамотно спроектированная акустическая система с фазоинвертором и НЧ-усилителем вполне способна обеспечить неплохую басовитость.

Работу по беспроводному каналу Bluetooth обеспечивает чип Qualcomm QCC3007, поддерживающий работу одновременно с двумя соединениями профиля A2DP v1.3. Работу индикаторной панели и управление питанием обеспечивает микросхема 100GEA. Через перфорацию экранов проглядываются несколько тридцативатных цифровых усилителей со встроенным DSP Texas Instruments TAS5731M. До большинства остальных компонентов плат усилителя и блока питания добраться аккуратно тяжело, так как на стыках всё проклеено герметиком белого цвета.

Софт

Для управления звуковой панелью Yamaha YAS-108 со смартфонов и планшетов в магазинах приложений Google Play для Android и App Store для iOS доступно для скачивания бесплатное приложение Yamaha Home Theater Controller. На момент тестирования использовалась версия 3.01 сборка 394.

На ноябрь 2018 года на официальной страничке продукта на сайте Yamaha также было доступно обновление прошивки саундбара в виде архива YAS108_ATS1080_FIRMWARE_V400.zip с файлом 108FW031.108 внутри, который обновляет микропрограммное обеспечение с заводской версии 2.0 до новой версии 4.0. Описание апдейта скудное и детали не раскрыты, кроме того, что улучшена стабильность работы. Процесс обновления описан в инструкции на сайте и достаточно прост. Сводится к записи файла на чистый USB-накопитель, подключению его к специальному порту на верхней части устройства, закрытому пластиковой заглушкой, выключению и последующему включению саундбара удержанием двух сенсорных кнопок: включения и уменьшения громкости. Время обновления — около двух минут, в течение которых светодиоды на звуковой панели имитируют индикатор выполнения. По успешному окончанию процесса индикаторы моргнут одновременно несколько раз. Факт обновления отражается в мобильном приложении на закладке «Информация» в самом последнем пункте «Версия системы».

На смартфоне Xiaomi Redmi 4 Pro быстро получилось установить Bluetooth-соединение с акустической системой. При работе используется один профиль — «Мультимедийное аудиоустройство».

После запуска Yamaha Home Theater Controller подключение к саундбару занимает 2-3 секунды, после чего в интерфейсе программы остаются доступными только кнопки, относящиеся к управлению именно YAS-108: включение и выключение, управление громкостью и звучанием.

В разделе «Вход» сделаны четыре переключателя между доступными интерфейсами источников звука: HDMI, Bluetooth, TV, Analog.

В разделе «Звук» сосредоточено управление усилением басов, функцией улучшения слышимости голоса Clear Voice и расширением виртуального звукового пространства 3D Surround. Отдельные предустановки эффектов объемного звучания сгруппированы в раздел «Окружающее звучание». Всего заготовлено шесть настроек под типовые варианты использования: TV Program, Stereo, Movie, Music, Sports, Game.

В целом программа работает стабильно. Первичная связь с саундбаром достаточно быстрая — пара секунд. Задержка между нажатием кнопки в программе и переключением режима на самой звуковой панели — в пределах 1 секунды.

Использование

В рамках подготовки обзора саундбар был подвешен с помощью имеющих креплений на стену и подключен к телевизору Samsung UE48H6400AK. В комплекте идет очень удобный картонный шаблон для разметки отверстий на стене, поэтому весь процесс при наличии инструмента занимает несколько минут. Перед подвешиванием на стену также необходимо приклеить виброгасящие резиновые проставки, которые идут в комплекте с устройством.

Благодаря удобно расположенным выводам проводов подключение к телевизору также не заняло много времени. Учитывая наличие в Samsung UE48H6400AK порта HDMI с поддержкой Audio Return Channel (помечен на задней панели телевизора как HDMI ARC), использовать желательно именно его. В этом случае управление громкостью и включением звуковой панели будет выполняться с пульта ДУ телевизора. Это очень удобно, ведь не нужно держать несколько пультов под рукой, кроме того, выключение и включение телевизора автоматически управляет и питанием саундбара. При желании с этой моделью телевизора можно использовать и оптический порт подключения.

Yamaha YAS-108 очень аккуратно и симпатично смотрится на стене, отступ будет не более используемых проставок. При ровной поверхности можно отказаться и от них, так как пять имеющихся резиновых ножек тоже неплохо гасят вибрации при громких звуковых эффектах.

Запаса регулировки яркости индикаторов сенсорной панели кнопкой DIMMER на пульте ДУ достаточно, чтобы удовлетворить большинство владельцев. Яркий режим хорошо заметен даже днем, приглушенный свет не будет отвлекать вечером, а при ночном просмотре фильма можно и полностью выключить индикацию. По умолчанию включена функция автоматического перехода в режим ожидания если нет звука на входах в течение 20 минут или никаких операций с саундбаром не проводилось в течение 8 часов. Отключается одновременным нажатием сенсорных кнопок выбора источника звука и питания.

От шаловливых детских ручек пригодится блокировка сенсорной панели, включаемая и выключаемая удержанием кнопки INFO на пульте не менее 3-х секунд.

За время двухнедельного тестирования сбоев в работе звуковой панели не выявлено, все функции работают корректно.

В части звучания саундбар оставляет хорошее впечатление. Звук неплохо сбалансирован. При выключенных эффектах нет явного перекоса или завала в частотных диапазонах. Звучание равномерное, приятное, без шумов. Стереопанорама хорошо ощущается при расположении напротив саундбара, если же сдвигаться более чем на корпус от его влево или вправо, то эффект уже не тот. Компенсировать это немного помогает режим Surround, включаемый кнопкой на пульте дистанционного управления.

Запас громкости YAS-108 — хороший. В среднестатистической комнате 18-24 м2 включать предельную громкость вряд ли потребуется. Даже на максимуме звук остается достаточно чистым, без хрипоты и эффектов перегрузки.

Басовитость тоже неплоха, но не стоит её переоценивать. Если включить в настройках Bass Extender и приподнять его значение ближе к максимальному значению, то по личным ощущениям ритмичные музыкальные композиции с отчетливыми сочными басами звучат практически так же, как если бы использовался внешний сабвуфер мощностью около 30 Вт. При просмотре фильмов или игре в компьютерные игры получаются хлёсткие и отчетливые спецэффекты. Любителям низких частот, от которых дрожат все косточки в теле, подключить внешний сабвуфер не помешает, благо что необходимый разъем есть на YAS-108. Лично мне понравилось звучание при значении усиления сабвуфера равном «+3», а родственники при просмотре телевизора просили снизить усиление до значения «+2».

Благодаря встроенной поддержке DTS Virtual:X и набору эффектов объемного окружающего звука от прослушивания привычных мелодий, просмотра фильмов или телепередач можно получить новые ощущения. Не всегда они будут восторженными, с предустановками надо «играться». Я некоторое время пытался понять, на каком же звуковом контенте может понравиться режим 3D Surround, включаемый с кнопки пульта ДУ, и только запустив Live-версию совместного выступления мэтров металла — Slipknot и Korn, с их энергичным и неповторимым исполнением песни Sabotage, появилось ощущение, которое напомнило присутствие на живых выступлениях местных металл-групп. Аналогично обстоят дела и с предустановками обработки звука из приложения Yamaha Home Theater Control. Не каждой спортивной трансляции подойдет режим Sport, равно как и не каждому фильму режим Movie. Восприятие звука во многом зависит от субъективных предпочтений слушателя. Но хорошо, что YAS-108 даёт возможность пробовать и экспериментировать, потому что в некоторых случаях эффект погружения можно прочувствовать.

Последняя функция, о которой хотел упомянуть — это Clear Voice. Данный режим коррекции частотных диапазонов направлен на улучшение воспроизведения голоса. Крайне полезная функция при воспроизведении некоторых старых фильмов, в которых последствия некачественного кодирования звука привели к тому, что речь актеров с экрана вроде бы и слышна, но на фоне других звуковых эффектов теряется или превращается в неразборчивую кашу. Clear Voice хорошо справляется с такими случаями, выделяя частотный диапазон свойственный речи, делая её разборчивее.

Комплектный пульт дистанционного управления неплох, кнопки хорошо и логично упорядочены. Забавно, что при настенном размещении YAS-108 он прекрасно помещается в выемку для подключения проводов источников звука. Получается импровизированный кармашек для него. Уж не знаю, планировала ли это Yamaha, или просто так удачно совпало.

Выбирая саундбар производства компании Yamaha не было ни грамма сомнений, что на выходе получится качественное воспроизведение звукового контента с домашних мультимедийных устройств. Лично для меня основными критериями выбора именно YAS-108 были: компактный размер звуковой панели, высокая мощность (для типового домашнего использования) и встроенные НЧ-излучатели.

Я не любитель журнальных столов, настенных полок и тумб под телевизоры После появления ТВ с тонкими корпусами, и регулируемых настенных креплений для них, не было даже мысли о других способах размещения мультимедийного центра дома. В таком контексте звуковые панели с внешними сабвуферами и многоканальные системы с выносными колонками не подходят абсолютно, так как заставляют решать главную проблему — прокладывание сети проводов к колонкам. В саундбаре YAS-108 с этим всем сталкиваться не придется. В большинстве случаев подключение ограничится проводом питания и одним коротким оптическим или HDMI-проводом до источника звука, всё остальное взаимодействие с мобильной техникой сведется к использованию Bluetooth. При этом для любителей реально глубокого баса, которым не хватит сочного звучания встроенных НЧ-динамиков, остаётся возможность подключить любой внешний сабвуфер аналоговым проводным соединением. Таким образом можно найти частичное применение компонентам старого комплекта акустики.

Что касается встроенного декодера DTS Virtual:X, то я не стал бы сильно преувеличивать его возможности хвалебными отзывами. Опять же, моя личная позиция сводится к тому, что для большинства звукового контента наилучшая схема воспроизведения — стерео. Попытки производителей синтезировать пространственное звучание очень субъективно воспринимается на слух. Тем не менее, эффект погружения в определенных случаях можно получить, так что лишней такая возможность точно не будет.

Если вести речь о стерео-режиме и доступном наборе настроек, то запаса регулировок бас-эффектов и громкости, а также наличия системы улучшения разборчивости речи, достаточно для удовлетворения потребностей большинства слушателей при воспроизведении музыки или просмотре фильмов в помещениях около 18-24 м2.

В целом саундбар Yamaha YAS-108 — современное многофункциональное устройство воспроизведения звука с разных источников, с качественным звучанием и компактным стильным корпусом, которое смело можно рекомендовать для домашнего использования.

Преимущества Yamaha YAS-108:

  • Отличное качество звука;
  • Симпатичный компактный корпус;
  • Встроенные НЧ-динамики и фазоинверторы;
  • Современные интерфейсы подключения к источникам звука;
  • Декодер DTS Virtual:X;
  • Поддержка сквозного подключения HDMI ARC;
  • Возможность управления через мобильное приложение;
  • Возможность подключения внешнего сабвуфера.

Недостатки:

  • Значимых нет.

Надеюсь, обзор помог вам определиться в выборе перед покупкой, и хочу поблагодарить представителя компании Yamaha за предоставленную звуковую панель Yamaha YAS-108 и компанию ДНС за площадку для публикации обзора.

Звуковой проектор Yamaha YSP-2700

Саундбары и звуковые проекторы внешне очень похожи. И те и другие — длинная колонка, размещаемая под телевизором и обычно дополняемая сабвуфером. На этом сходство заканчивается. Название саундбар отражает внешний признак, звуковой проектор — принцип действия. Первые призваны компенсировать слабые акустические возможности плоских телевизоров. Вторые — воссоздать трёхмерное звуковое поле средствами одной колонки, чтобы избавить домашний кинотеатр от множества проводов и коробок с динамиками и тем самым сделать его привлекательным для пользователей. Иная цель подразумевает и совершенно другие средства достижения, более сложные и затратные. Стоит ли овчинка выделки? Постараемся прояснить этот вопрос на примере новой модели Yamaha.

ПОТОМОК ПО ПРЯМОЙ

При всех своих отличиях саундбары и звуковые проекторы состоят в родственных отношениях. Представьте ситуацию: отпрыск богатого и аристократического рода вступает в брак с девушкой из простой семьи и уезжает в провинцию, и там у них появляются дети, внуки и т.д. Кто они для прямых потомков благородного семейства? Бедные родственники.

Первыми появились именно звуковые проекторы — это произошло в 2004 году, когда публике был представлен первый такой аппарат — Pioneer PDSP-1, созданный на основе разработок небольшой фирмы 1 Ltd (сейчас — Cambridge Mechatronics). Устройство получилось чрезвычайно дорогим и сложным в настройке, и уже в силу этого не могло выйти на рынок.

То, что не удалось одной японской корпорации, получилось у другой: уже на следующий год Yamaha выпустила свою знаменитую модель YSP-1, именно с нее взял свое начало род современных звуковых проекторов. Заметим попутно, что технология «звуковых лучей», разработанная 1Ltd, использовалась и некоторыми другими производителями, однако их опыты не вызвали широкого общественного резонанса и канули в Лету.

Почему успеха добилась именно Yamaha? Вероятно потому, что у компании был огромный опыт разработки и использования цифровых сигнальных процессоров (DSP) в сферах компьютерного и профессионального звука. Напомним, что первые массовые звуковые платы для IBM-совместимых ПК, выпущенные компанией AdLib, были построены на чипе Yamaha YM3812. На этой же микросхеме работали и первые карты Sound Blaster от Creative, ставшие невероятно популярными.

Название саундбар отражает внешний признак, звуковой проектор — принцип действия

Именно DSP дали Yamaha возможность упростить и удешевить конструкцию проектора, сделать его приемлемым для простого пользователя. К примеру, Pioneer PDSP-1 должен был настраиваться под конкретное помещение с помощью компьютера и специального программного обеспечения, а продвинутые DSP от Yamaha позволили интегрировать непростые настроечные функции в само устройство. Упрощение конструкции проявилось, в частности, в уменьшении числа излучателей: с 254 драйверов у Pioneer PDSP-1 до 42 — у YSP-1. У актуальной флагманской модели YSP-5600 — 44 (плюс два басовых), у YSP-2700 — всего 16. Чуть позже мы узнаем, достаточно ли этого числа драйверов для создания полноценного окружения в комнате площадью 16 м2.

Звуковые проекторы Yamaha вызвали живой эмоциональный отклик публики, которая довольно быстро перешла от чувства удивления («Неужели такое возможно?») к желанию обзавестись таким устройством. В сущности, возник новый сегмент рынка, который вдохновил и других производителей. Которые не имели ни желания приобретать лицензию на технологию звукового проецирования, ни возможностей для создания собственной. Они выбрали вполне рациональную бизнес-стратегию: стали производить однокорпусные многоканальные акустические системы, предназначенные для размещения под телевизором и внешне похожие на звуковые проекторы. Эффект 3D-звучания создавался у них разными системами виртуального окружения (Dolby Virtual Surround, SRS TruSurround XT и т.п.). При этом они могли иметь конфигурацию и 2.0/2.1 и 5.1 и даже 7.1. В массе своей такие системы были существенно дешевле, чем звуковые проекторы, а потому быстро стали востребованными. Возник бум саундбаров, который продолжается и по сей день, пусть и не так бурно, как прежде.

Справедливости ради надо заметить, что реальное качество звучания однокорпусной многоканальной акустики в первую очередь связано с её конструкцией и уровнем исполнения и только потом — с цифровыми обработками. Изделия авторитетных акустических брендов, знающих толк в разработке колонок, играют впечатляюще, — в этом мы не раз убеждались, когда тестировали саундбары. Но и цена у них соответствующая — не меньше, а порой и больше, чем у близких по техническим параметрам звуковых проекторов. Тем не менее, даже самый лучший саундбар не способен создать столь же реалистичное звуковое поле, как сопоставимый по стоимости комплект ДК с дискретной акустикой. А звуковой проектор — может. При определенных условиях.

Чудо с оговорками

Как известно, и звуковые и световые волны распространяются прямолинейно, и чтобы заставить их изменить траекторию движения, необходимо использовать дополнительные преломляющие устройства — зеркала, призмы и т.п. В роли подобных девайсов звуковые проекторы используют отражающие поверхности помещения, главным образом стены. Обычные саундбары — тоже, но только у них отражения неуправляемые, тогда как проектор их должен полностью контролировать, именно для этого ему требуется большое количество излучателей с отдельными каналами усиления — чем больше, тем лучше. В младшей модели Yamaha YSP-1600 используется 8 лучевых драйверов, правда, и конфигурация у неё всего 5.1.

Реальное качество звучания однокорпусной многоканальной акустики в первую очередь связано с её конструкцией и уровнем исполнения и только потом — с цифровыми обработками.

Однако вне зависимости от числа «лучевых» каналов звуковому проектору необходимо помещение, удовлетворяющее определенным требованиям — это и есть главная оговорка: если условия не соблюдаются, чуда реально объемного и правдоподобного звукового поля не получится. Пожалуй, это главная причина, по которой звуковые проекторы не стали — при всех своих преимуществах — доминировать на рынке домашнего кино. Как бы нам ни хотелось обойтись без лишних проводов и колонок, но если комната имеет неправильную конфигурацию, звуковой проектор не сможет реализовать в ней свой потенциал.

В руководстве пользователя YSP-2700 имеется целый раздел, где очень подробно объясняется, как правильно установить аппарат в самых разных комнатах, включая те, что имеют неправильную форму, а также с мебелью, которая может оказывать значимое влияние на звук. Говорится там и о «нерекомендуемых» условиях прослушивания. Это помещения со стенами, от которых не могут отражаться звуковые лучи (например, со звукопоглощающим покрытием), комнаты с шириной и длиной менее 3 и более 7 м, высотой потолков менее 2 и более 3,5 м. Заметим, что квадратные комнаты, в которых крайне сложно получить достойное звучание стереофонической системы, не входят в число неблагоприятных. Вообще эти «оговорки» справедливы для любой музыкальной и кинотеатральной инсталляции, особенно той, что не оснащена системой автоматической калибровки с микрофоном.

На случай, если у обладателя YSP-2700 оказалось как раз «нерекомендуемое» помещение, предусмотрен особый режим работы. В меню настроек по адресу Setup Menu > Beam > Channel Out можно выбрать метод излучения для всех каналов по отдельности — простой (stereo), лучевой (beam) или смешанный (mix). Каждый из них объясняется подробно и с иллюстрациями. Ни один известный мне саундбар или комплект домашнего кинотеатра не даёт такой возможности. Вдобавок имеется функция доскональной ручной настройки всех параметров (дистанция до каждого из каналов, расстояние пробега лучей, угол их отклонения, уровень и т.д.). На крайний случай, если манипуляции с лучами не дали желаемого результата, можно включить режим My Surround — в нем активизируется система виртуального окружения, как в обычных саундбарах.

Если комната соответствует базовым требованиям, в ней тоже могут быть «засады», которые надо учитывать при автоматической калибровке — о них тоже подробно рассказывается в руководстве пользователя. Именно поэтому система акустической настройки (IntelliBeam) имеет три режима: полностью автоматический (Auto Setup), оптимизация лучей (Beam optimize only) и оптимизация звучания (Sound optimize only). Например, если напротив проектора имеется окно со шторами, предлагается сначала их открыть, потом запустить процесс оптимизации лучей, закрыть шторы и выполнить настройку звучания. Ничего сложного, весь процесс занимает несколько минут. Самое трудное — внимательно прочитать инструкцию.

Вне зависимости от числа «лучевых» каналов звуковому проектору необходимо помещение, удовлетворяющее определенным требованиям.

Кстати, комната прослушивания, в которой я тестировал YSP-2700, как раз относится к категории «нерекомендуемых» — это типичная советская «распашонка»: справа расположена большой проём с коридорчиком между прихожей и кухней — как раз там, где должны в идеале отражаться лучи бокового и тылового каналов. Тем не менее, система автоматической калибровки неплохо справилась с работой, и разница по сравнению с обычными саундбарами, которые не раз тестировались в этом же помещении, была хорошо слышна. Впрочем, не буду забегать вперед, ведь мы ещё толком не познакомились с самим аппаратом.

Ящик для фокусов

Система поставляется во внушительной коробке — в ящиках примерно таких же размеров фокусники распиливают своих ассистенток. Думаю, в такой упаковке могло бы разместиться штук пять проекторов. Дело в том, что система комплектуется отдельным сабвуфером — прежде у большинства подобных систем Yamaha бас-машина была опционной, поскольку в основных колонках имелось по паре НЧ-динамиков. Но YSP-2700 с толщиной корпуса 51 мм слишком изящен для размещения басовых драйверов, поэтому внешний саб стал обязательным. Он размещен в упаковке по центру для равновесия, по бокам — пустые картонные коробки — в отличие от вставок из пенопласта они могут использоваться в хозяйстве и не загрязняют окружающую среду.

Комплектация стандартная: есть ножки для установки основной колонки на тумбу (крепление для настенного монтажа, SPM-K20, приобретается отдельно), документация, кабели для сабвуфера, пульт ДУ, микрофон для калибровки и, что особенно приятно, — складная подставка из плотного картона для размещения измерительного микрофона на уровне головы слушателя. Сам обычно использую для этих целей фотоштатив, но ведь этот полезный аксессуар есть под рукой далеко не у всех.

Монтируется система значительно проще, чем домашний кинотеатр с дискретной акустикой. HDMI-выход проектора подключается ко входу телевизора, желательно к тому, на котором есть обратный аудиоканал (ARC), соответственно и кабель нужен с поддержкой этой функции. Ещё один HDMI-шнур потребуется для соединения проектора с источником (если он нужен — многие обойдутся встроенным медиаплеером телевизора). Также нужно обеспечить питание основной колонке и сабу. Таков коммутационный минимум при условии беспроводного подключения бас-машины. Два провода в комплекте даются на тот случай, если высокий уровень помех в диапазоне 2,4 ГГц не позволяет получить устойчивую связь, тогда используется проводная. То же самое касается и Wi-Fi — на случай, если эфир забит, имеется интерфейс Ethernet.

Озаботиться устойчивым сетевым коннектом следует обязательно, чтобы реализовать богатые возможности фирменной технологии MusicСast, а также получить возможность управления системой с мобильных устройств. Yamaha предлагает единое бесплатное приложение для устройств под iOS и Android: MusicCast Controller. Оно может быть использовано как для кинотеатральных функций (коммутация входов, настройка, регулировка громкости и тембров, выбор цифровых обработок звука и т.д.), так и для сетевых, в том числе непосредственного подключения к домашней сети и управления многозональной системой, если она, конечно, развернута. Кстати, совсем не обязательно держать в каждой комнате по звуковому проектору — разные зоны могут обслуживаться любыми устройствами Yamaha с поддержкой MusicCast, к примеру, настольными или микрокомпонентными музыкальными системами, AV-ресиверами и т.д.

В руководстве пользователя YSP-2700 имеется целый раздел, где очень подробно объясняется, как правильно установить аппарат в самых разных комнатах.

Именно MusicCast превращает компактный звуковой проектор в полноценный развлекательный центр, объединяющий в одном компактном корпусе не только многоканальный домашний кинотеатр, но и сетевой проигрыватель с доступом к локальным и удалённым звуковым ресурсам. C такой системой, «умным» телевизором и смартфоном можно легко обходиться без дополнительного внешнего источника.

На этом теоретическую часть пора заканчивать — о системе MusicCast можно рассказывать очень долго. Переходим к практике.

Дурные привычки и положительный пример

Начинаю с музыки. Система работает в стереофоническом режиме, т.е.без управляемых переотражений. По сравнению с напольными колонками Yamaha Soavo-1 с усилителем Musical Fidelity A5-INT и внешним ЦАПом PS Audio PerfectWaveDAC MkII — ничего экстраординарного, как в хорошем, так и в плохом смысле. Играет ровно, сбалансированно, достаточно чисто. Вне зависимости от того, воспроизводятся ли файлы со смартфона или сетевого накопителя. Эмоциональная суть музыки предаётся адекватно, разница между файлами стандартного разрешения и Hi-Res хорошо слышна, что говорит о достаточно высоком разрешении системы. Главное, что после прослушивания комплекта существенно более высокого класса и многократно большей стоимости и перехода на YSP-2700 не возникает культурного шока и желания побыстрее вернуться назад, к привычной стереофонической аппаратуре. Уверен, что любители музыки, которые начнут построение своей системы именно со звукового проектора, будут долгое время счастливы.

Мой домашний кинотеатр имеет конфигурацию 3.1, то есть обходится без сарраунд-каналов. Поэтому привык, что все звуковые события фильмов разворачиваются в узкой «прибрежной полосе» у телевизора. С этим приходится мириться, поскольку возможность для установки боковых и тыловых каналов отсутствует. Многие наши читатели меня легко поймут, поскольку сами живут в подобных условиях.

На случай, если у обладателя YSP-2700 оказалось как раз «нерекомендуемое» помещение, предусмотрен особый режим работы.

Не удивительно, что работа звукового проектора в кино вызвала у меня легкий шок. Ведь в комнате ничего принципиально не изменилось – если не считать появления тонкой плоской панели под телевизором и неприметного саба в углу. А звук совершенно другой, чем у моей штатной системы.

Сцена выдвинулась не только к слушателю, но и в глубину, ушла за телевизор. Выделились звуковые детали и подробности, которые вроде были слышны и раньше, но не обращали на себя внимание. Эффект эхо, который раньше лишь ухудшал разборчивость речи, стал передавать масштабы и характер пространства. Диалоги стали боле внятными при меньшем уровне громкости.

Несмотря на относительно небольшую мощность усилителей у YSP-2700 (у моей домашней системы 3.1 она на порядок выше), не было слышно каких-либо ограничений по динамике. Даже интенсивные ударные эпизоды проходили эффектно и без слышимых искажений.

Конечно, можно было заметить некоторую неравномерность звукового поля, вызванный проемом в правой стене — полностью устранить его воздействие автомат калибровки не смог. Всё-таки любые, даже самые совершенные, технологии действуют в рамках возможного, установленного законами физики. Возможно, старшие звуковые проекторы Yamaha, оснащённые большим числом лучевых драйверов, смогли бы в этих трудных условиях дать лучший результат. Но здесь уже вступают в силу другие рамки возможного — финансовые. Поэтому будем получать удовольствие от того, что нам доступно.

YSP-2700 с толщиной корпуса всего 51 мм слишком изящен и мал для размещения басовых драйверов, поэтому внешний саб стал обязательным.

Yamaha YSP-2700

Производитель: Yamaha Corporation

Компоненты:

  • Телевизор Panasonic TX-PR50VT60
  • Медиаплеер HiMEDIA Q10 Pro
  • Смартфон LG V10

Смотрели:

  1. “Men in Black”. Blu-Ray ISO
  2. “Avatar”. Blu-Ray ISO
  3. “Mad Max IV” MKV 2160p (H265)

Слушали:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *