Техника флорентийской мозаики

Что же такое Флорентийская Мозаика?

Природный камень – уникальный и неповторимый материал в руках мастера. Но ювелирные украшения, камеи, резные фигурки, довольно привычные в современной жизни, это еще не весь список применения драгоценных и поделочных камней. Особое место занимает изготовление различных видов мозаик. Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов из цветного натурального камня, но и один из древнейших видов изобразительного искусства. Время не властно над мозаичными картинами из камня, каменные краски не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Сотни пластин драгоценных и полудрагоценных камней для живописных полотен подбираются тончайшим образом и складываются в неповторимые произведения искусства. Существуют различные виды мозаики, которые различаются по технике их выполнения. Это византийская, римская, русская, французская и флорентийская мозаики.

Остановимся подробнее на последней. Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. В галерее Уффици находится одна из наиболее известных работ этой мастерской – восьмигранный стол с цветами, плодами и птицами. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики.

Среди страстных поклонников и покровителей флорентийской мозаики были король Испании Карлос III, габсбургский император Рудольф II, семейство Медичи, кардинал Мазарини, король Франции Людовик XIV.

Техника, используемая для создания флорентийской мозаики, довольно сложная и требует много времени. Даже с использованием современных технологий обработки камня создание одной мозаики во флорентийской технике может занимать многие месяцы.

Наибольшее распространение во флорентийской мозаике получили небольшие картины с аллегорическими сценами, архитектурными и природными пейзажами, морскими и пасторальными сюжетами. Особенностью флорентийских мозаик является их неповторимость, каждая картина уникальна. Мозаика не тускнеет и не выцветает со временем — старинные флорентийские образцы пережили несколько столетий, и по-прежнему сияют первозданными красками.

Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка.

Составляют мозаику из крупных кусков цветного камня, вырезанных по контуру изображения. Каменные пластинки идеально подгоняют друг к другу. мастер использует не только цвет камня, но и обыгрывает его природную текстуру. Для изготовления мозаики обычно используют оникс, яшму, кварц, горный хрусталь, виолан, гелиотроп, перламутр, малахит, чароит, лабрадорит, кахолонг, лазурит, кораллы, мрамор. При выборе камня важно, чтобы его цвет и рисунок соответствовали живописному образцу или эскизу будущей мозаики. Тонкие пластины камня с полированной поверхностью собираются в живописный ковер так, чтобы природный рисунок поверхности камня, естественные цветовые вариации и линии текстуры гармонично дополняли рисунок мозаики. Каменные элементы могут быть любой формы, но собираются они вместе так плотно, что ни швов, ни линий стыка почти не видно. Подобрать камни для мозаики – задача непростая. Помимо цвета камня, необходимо хорошо знать его свойства – твердость, блеск, спайность. Прослойки, прожилки, различные включения и примеси придают различные оттенки одному и тому же виду камня и даже могу изменять его цвет. Палитры флорентийской мозаики тем разнообразнее, чем больше различных камней и пород используется для составления рисунка. Специальная обработка камня, подбор цветов и тщательная подгонка элементов требует много сил и времени.

В технике «флорентийской мозаики» создают «живописные» картины, орнаментальные вставки в предметах интерьера, столешницы, мебель, вставки для ювелирных украшений.

В России флорентийская мозаи­ка появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX веке составили конкуренцию итальянским художникам. Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время — она украшала потолки и стены метрополитена и различные общественные здания. Размеры произведений в этой технике достигали десятков, а то и сотен квадратных метров. Однако, приобретя монументальную значимость, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем. Как и прежде, отличительными чертами хорошей флорентийской мозаики являются — умелый подбор камня, интересное цветовое решение, тонкий рисунок, отсутствие видимых швов и тщательность исполнения.

Флорентийская мозаика – удивительный вид изобразительного искусства, загадочный, как сама вечность, воплощением которой являются камни-самоцветы, из которых она составляется.

К сожалению, в середине 19 века вместе с окончанием истории Тосканского герцогства, с исторической сцены сошла и Флорентийская мастерская. Однако ее традиции к тому времени оказались восприняты во многих европейских государствах и в той или иной форме продолжили свое существование.

Современные мастера-камнерезы продолжают старинные традиции и создают эксклюзивные мозаичные полотна, которые, как истинные предметы искусства, великолепно дополняют современные элитные интерьеры.

«Живопись из камня»: Флорентийское мозаичное искусство, которым восхищался сам великий Микеланджело


Флорентийская мозаика из камня. | Фото: liveinternet.ru.

Искусство флорентийской мозаики получило свое развитие в XVI веке. «Живопись из камня» не имеет срока годности, она не выгорает, не осыпается. Восхищаясь изделиями из поделочных камней, Микеланджело называл из «вечными картинами».

Флорентийская мозаика из поделочных камней. | Фото: bellezza-storia.livejournal.com.

Технику складывания флорентийской мозаики называют «commesso», что можно перевести как «состыкованный». Мастера настолько искусно подгоняют друг к другу каменные пластины, что между ними не видно швов даже на просвет. Более того, для создания орнамента, необходимо правильно подобрать камень не только по форме, но и по текстуре. Например, для изображения листочка выбирают не просто зеленый камень, а с прожилками.

Столешница, выполненная в технике флорентийской мозаики. | Фото: aikido-mariel.ru.

Флорентийская мозаика применялась для изготовления различных настенных панно, шахматных досок, столов, ювелирных шкатулок и прочего.

Классическая флорентийская мозаика. | Фото: bellezza-storia.livejournal.com.

Свое развитие каменная мозаика получила в XVI веке под покровительством семьи Медичи. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи открыл мастерскую, в которой умельцы изготавливали изделия из полудрагоценных камней. Тогда же во Флоренцию стали стекаться другие мастера, чтобы перенять опыт «живописи из камня». Для самих же Медичи изделия из каменной мозаики служили очередным подтверждением их величия в глазах аристократии и глав других государств, т. к. изготовление предметов подобного искусства считалось довольно дорогим ремеслом.

Мраморный стол. | Фото: mtdata.ru.


Скрупулезный процесс изготовления каменного панно. | Фото: aikido-mariel.ru.

На сегодняшний день каменная мозаика изготавливается при помощи лазера, но в Италии еще остались мастерские, в которых используются аутентичные инструменты. Чтобы получить фрагмент необходимой формы нужно зажать камень в тиски и выпиливать из него кусочек для мозаики. Для этого используется пила, напоминающая лук для стрельбы с тетивой-проволокой. Готовые детали приклеиваются к картине по помощи древесных смол. Готовые изделия не имеют срока годности, они практически вечные.


Для распиливания камня применяется пила, напоминающая лук с тетивой. | Фото: fb.ru.


Процесс создания мозаики. | Фото: fl-mozaika.ru.

Разновидностей мозаичного искусства множество. В Японии очень ценится мозаика, образующая орнаменты из дерева. На сегодняшний день эту технику можно увидеть на раздвижных дверях или перегородках в японских домах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Александр Николаевич Юрков, создатель «флорийской мозаики» и галереи «Юрковка»

Автопортрет А.Н.Юркова из листьев

Печальное событие произошло этим летом – 2 июля 2014 года, вследствие тяжелой болезни, не стало нашего любимого художника Юркова Александра Николаевича. На мой взгляд, это был самый потрясающий художник-флорист! Я счастлива, что была знакома с ним лично. Кроме того, что это был замечательный мастер, это был еще и добрейшей души человек! Щедрый, отзывчивый, великодушный! А еще у него было отменное чувство юмора! Особенно это заметно по названиям, которые он придумывал для своих картин…

А.Н. Юрков родился 10 апреля 1935 года в местечке Сухой Лог Томской области. Его родители были осуждены как враги народа и сосланы в это маленькое поселение в глухой тайге.

В семье было трое детей, но именно у Александра очень рано проявились способности к рисованию. Мама снабжала сына углем и оберточной бумагой из продмага – никаких других материалов не было, да и средств тоже… Рисунки углем закрепляли сывороткой, а в живописных работах в качестве красок в ход шли мел, чернила, свекольный сок, сажа, синька, глина.… Уже тогда в творчестве Юркова присутствовало изобретательство и поиск новых материалов для создания цвета и фактуры.

Потом было поступление в художественную школу им. Сурикова. Работа в декоративном цеху Красноярского театра. С 1951 года он работал декоратором и художником-постановщиком в театрах Красноярска, Канска, Краснодара, Майкопа, Караганды, Москвы, Ленинграда, Пскова, Томска, Арзамаса. В 1976-1986 гг. был главным художником Нижегородского академического театра драмы им. А.М. Горького…

Рабочий материал мастера

Когда-то, еще в конце 1970-х, Александру Николаевичу пришлось придумывать нестандартное оформление к спектаклю «Верность» по пьесе В. Пановой о женщине и ее непростой любви. Нужны были теплые, мягкие декорации. И он сделал эскиз из натуральных листьев, создавших особую атмосферу на сцене. Члены худсовета тогда эскиз утвердили, а для художника необычный природный материал стал предметом для дальнейшего изучения.

В 1995 году Юрков решил организовать выставку работ под названием «Театральный художник вне театра». Кто-то из его коллег занимался

Юрков А.Н.

резьбой по дереву, кто-то живописью. Александру Николаевичу, как всегда, захотелось экспериментов. Вооружившись скальпелем и клеем, Юрков попробовал с помощью фрагментов листвы «написать» картину. Потом еще и еще… Изобретенную технику назвал «флорийская мозаика» и сделал к выставке 45 работ!

Выставка чрезвычайно всем понравилась. И тогда Юрков продолжил создавать картины из листьев, демонстрируя их на других выставках и фестивалях прикладного творчества.

Листья А.Н.ЮрковаЛистья А.Н.ЮрковаЛистья А.Н.ЮрковаЛистья А.Н.Юркова

Дверь в мастерской, обклеенная статьями про Юрковку

Очень быстро работы Александра Николаевича и сам художник стали популярны, в прессе и на телевидении (в том числе и центральном) все чаще появлялись репортажи и заметки о необычайных картинах А.Н.Юркова, созданных безо всяких красок! И художник продолжал работать. Изучал свой природный материал, экспериментировал, пытался понять, как надо дать выцвести листу, чтобы он вел себя на уровне темперы или гуаши. Новые картин уже с трудом помещались в маленькой квартире на Большой Покровской, а желающих на них посмотреть становилось все больше. Друзья стали говорить художнику о том, что пора бы ему иметь собственную галерею и даже придумали для нее название – «Юрковка».

Не сильно веря в реалистичность этой затеи, Александр Николаевич все же решил попробовать. В его доме был довольно большой подвал, который требовал серьезного ремонта и реконструкции. Собрав необходимые бумаги, А.Н.Юрков отправился по административным кабинетам. Там, блуждая по инстанциям, он познакомился с Владимиром Евгеньевичем Анисимовым. Именно он взял на себя заботы по оформлению документов на подвальное помещение, а впоследствии и всю строительную и организаторскую работу по подвалу.

Через полтора года – 15 сентября 1998 года – в Нижнем Новгороде, в доме №9 на Большой Покровской, была открыта уникальная галерея флорийской мозаики «Юрковка».

Юрковка

С тех пор двери Юрковки были постоянно открыты. За 12 лет ее посетило более 600 тысяч человек. Галерея официально включена во многие экскурсионные маршруты для российских и иностранных туристов приезжающих в Нижний Новгород. В ней побывали послы многих зарубежных стран, известные российские политики, бизнесмены и государственные деятели.

Сейчас Юрковка закрыта. Все свои работы в галерее художник завещал выставочному центру Нижнего Новгорода.

А вот это уникальные фотографии – процесс создания картины:

А.Н.Юрков. Таежные пути медведей А.Н.Юрков. Таежные пути медведей А.Н.Юрков. Таежные пути медведей
А.Н.Юрков. Таежные пути медведей А.Н.Юрков. Таежные пути медведей А.Н.Юрков. Таежные пути медведей

Замечательные изображения животных:

Пей, Карюха, пей! Сукин сын Стригунок у Вороной
Ё-моё, лиса! Петухи и курицы Беспризорники

Портреты людей:

Доча Доступное жилье Горемыка Мусор

Чудесные пейзажи:

Березовая аллея Артемовские луга, где лягушки квакали Лесная лира
Пруд в Болдино Отражение Озеро в лесу
Болдинская осень Осень, прозрачная осень Осенний стриптиз
Львовка. Осень золотая Где-то тут подснежники Дубинушка
Красные листья Март Земной поклон
Муравейник Бескормица Тута клёво и без клева
Подранок Пихтовый сон Старые катунки
Озеро у Бора Озеро лесное Чага
Озерные берега Тишь да гладь Кеза
Парус Лесное озеро Островок любви
Любит, не любит Речушка Ракита зимой
Между ливнями Лилии от Лили Где раки зимуют
Лилия лесная За околицей Дорога в д. Кресты

Архитектурные постройки:

Крестный ход Печерского монастыря «Арка врат» Пурех Собор за забором Храм Петра и Павла

И напоследок хочу привести отрывок из письма А.Н. Юркова:

Отрывок из письма А.Н.Юркова

Добрый день, друзья! Драгоценные и полудрагоценные камни всегда привлекали внимание человека, но лишь изготовлением ювелирных украшений и красивейших фигурок, шкатулок мастера никогда не ограничивались. В декоративно-прикладном искусстве особое место занимает флорентийская мозаика – один из старейших видов изобразительного искусства. Каменные картины даже с течением времени не тускнеют и, конечно же, не теряют своей привлекательности. Стоит разобраться в особенностях такой работы и технике создания настоящих шедевров, переживших века.

Историческая справка

Второе имя флорентийской мозаики – Commesso. Эта техника, действительно, уникальна, ведь именно с ее помощью мастера много веков назад начали создавать бессмертные каменные картины. Для работы использовались фрагменты полудрагоценных минералов. Эта техника берет свое начало еще в XVI веке и сегодня ее актуальность не теряется.

Первые письменные упоминания о подобных работах можно найти еще в 14-м веке. Такая работа была лишь у герцога Медичи, проживающего во Флоренции. Эта семья была очень богатой, влиятельной и всегда брала под свое крыло талантливых мастеров, которые развивали новые направления в искусстве.

Такая работая спустя 2 века приглянулась потомку герцога Медичи Франческо I. Мужчина нашел несколько талантливых мастеров из Италии и заказал им изготовлением мозаичного панно. Работа мастеров была настолько уникальной и красивой, что это направление искусства начало быстро развиваться.

Приемник Франческо I, Фердинанд I в 1558 году основал первую мастерскую, где камни обрабатывали должным образом и собирали в прекрасные картины. Мастерская была названа Opificio delle Pietre Dure и там часто проводились открытые уроки для тех, кто хотел связать свою жизнь с уникальным и прибыльным ремеслом.

Для работы была набрана первая группа художников, которые сумели улучшить и довести до совершенства искусство создания мозаики. Мастера учились творить в иллюзорной перспективе. Мастерская активно работала и уже в 17-м веке процветала, создавая мозаики для семейных часовен, такие украшения могли себе позволить только очень богатые люди Флоренции. Они буквально превращали свои погребальные часовни в произведения искусства.

Постепенно флорентийская мозаика становилась все более популярной. Уже в 18-м веке в других европейских странах мастера активно использовали такую технику по сборке небольших кусочков в оригинальные картины. Ремесленников из Флоренции нанимали для декорирования залов европейских судов.

Историки, изучающие флорентийскую мозаику, отмечают, что время ее золотого расцвета приходится на рубеж второго тысячелетия. Богатые и влиятельные флорентинцы сделали все возможное, чтобы одаренные ремесленники развивались, могли привносить свои идем, реализовывать их. Такое покровительство дала всему миру уникальную возможность лицезреть прекрасные каменные картины.

Используемые материалы

Первоначальное изготовление флорентийской мозаики предусматривало использование в работе лишь драгоценных или полудрагоценных камней. Такие изделия были очень дорогими и позволить их себе могли лишь представители знати Флоренции.

Немного позже мастера начали работать и с более доступными материалами. Главный критерий при выборе был не только красота каждого фрагмента, но и его прочность, ведь именно благодаря такой избирательности мозаики и не утрачивают своей красоты даже спустя несколько сотен лет.

Картина из камней долговечна еще и благодаря тому, что природные, насыщенные оттенки такого материала не выцветают под воздействием солнечного света. Оттенки остаются такими же насыщенными и яркими. Мастера подбирают тона так, чтобы между цветами был максимально плавный переход это дает возможность получить большое сходство с оригинальной картиной.

Классическим можно назвать пример картины, для которой используется:

  • темный мрамор для фона;
  • яшма;
  • аметист;
  • бирюза.

Насыщенные оттенки прекрасно контрастируют с фоном мозаики. В результате получается яркое, максимально реалистичное произведение искусства. Техника изготовления флорентийской мозаики предусматривает наличие на камнях небольших следов – это могут быть разводы, пятна, штрихи разного размера. Получить их можно, воздействуя на камень высокой температурой. Если прогреть мрамор, он приоритет нежный, розоватый тон. Если такую манипуляцию проделать с разновидностями халцедона – камни станут значительно ярче.

Мастерам часто приходится изображать на мозаиках животных, листву деревьев. Важно правильно выбрать соответствующие материалы. Листья могут имитировать каменные пластины, где просматриваются прожилки. Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных.

Стекло

Стеклянная флорентийская мозаика, фото которой буквально зачаровывает своей реалистичностью, отчитается гладкой, целостной структурой. Сегодня такое направление не теряет актуальности. Подобными мозаиками декорируется мебель, предметы интерьера.

Есть две основные категории стеклянной мозаики:

  1. Для украшения потолка, пола.
  2. Для декора мебели, аксессуаров.

Активное развитие этой художественной формы приходится на 1500-е годы. Стекло мастера любили сочетать с полудрагоценными и драгоценными минералами. Такое изделие не теряет цвета, оно устойчиво к другим факторам окружающей среды.

Керамика

Керамические картины активно использовались раньше для отделки помещений и сегодня подобные изделия остаются востребованными. Можно выделить ряд преимуществ керамической мозаики, она:

  • твердая и прочная;
  • отлично сопротивляется износу;
  • устойчива к коррозии;
  • электрически изолирована;
  • устойчива к воздействию химикатов;
  • подходит для отделки любой поверхности;
  • имеет низкую теплопроводность.

Флорентийская керамическая мозаика широко используется для создания панно на стенах, полу. Мастера работают с глянцевыми и матовыми материалами. Для отделки стен многие выбирают зеркальные поверхности. Для пола больше подходят материалы без дополнительного блеска. Все швы между элементами тщательно затираются специальным раствором. Благодаря этому картина получается целостной, плотной.

В чем особенность флорентийской мозаики

Мастера из Флоренции несколько веков назад показали, какую красоту можно создавать своими руками. Их работы всегда выглядели безупречно и к этой высокой планке всегда стремились их последователи. Щепетильно подобранные детали создают целостную, гладкую поверхность. Дополнительная шлифовка заставляет такие полотна сверкать и переливаться под солнечными лучами.

Отличается флорентийская мозаика и обилием ярких, пастельных оттенков. Мастера всегда использовали всю палитру, стараясь максимально передать даже малейшие оттенки. К используемым материалам всегда предъявлялись большие требования, они должны быть:

  1. Влагоустойчивыми. Благодаря этому влага не проникает сквозь панно, не разрушает его. Попавшую на поверхность влагу легко убрать губкой и мягкой тряпкой. На мозаике не появляется плесень, коррозия. Такое покрытие прекрасно подходит для бассейнов.
  2. Морозоустойчивыми. Это требование обязательно, если панно будет размещено на внешней стороне здания. В таком стиле раньше и сегодня многие украшают беседки и крыльцо дома. Даже под толстым слоем снега и льда покрытие остается в безупречном виде, а весной достаточно помыть и вытереть его, чтобы краски снова засверкали на солнце.
  3. Уникальными. Даже если один мастер постарается повторить рисунок предшественника и выберет максимально похожие материалы, его работа будет отличаться в некоторых деталях. Каждая флорентийская мозаика уникальна и в этом ее прелесть.
  4. Долговечными. Стекло, керамика, полудрагоценные и дорогие самоцветы сохраняют всю свою яркость и насыщенность оттенков на протяжении десятилетий и даже столетий. Выбирая подобные материалы для отделки помещения или внешних работ можно не волноваться, что реконструкцию нужно будет проводить уже через пару лет или подкрашивать что-то.

Мозаичное полотно – это не только красивое и долговечное капиталовложение, но и огромный труд мастера. На создание каменной картины в среднем требуется примерно 2 месяца. Сегодня такие панно украшают большие церкви и соборы. Флорентийской мозаикой декорируют различную мебель, но позволить ее себе могут не все из-за высокой, но оправданной стоимости.

Процесс изготовления

Флорентийская мозаика – это целое искусство, которое просто не терпит спешки. Для начала мастер выбирает куски материала необходимого размера, дополнительно обрабатывает каждый из них шлифует. После проведения необходимой работы снова производятся замеры, так происходит с каждым элементом пока он не начнет соответствовать нужному размеру и идеально подойдет по форме к соседнему фрагменту.

Весь рабочий процесс условно можно разделить на 3 основных этапа:

  1. Выбор нужного материала.
  2. Сбор полотна.
  3. Шлифовка и полировка поверхности.

При выборе материала мастер обязательно учитывает все его свойства. В итоге все фрагменты должны обладать похожей пористостью, яркостью, насыщенностью оттенка. Есть маленькая хитрость, позволяющая увидеть, как изделие будет выглядеть в конце работы, для этого материал нужно смочить водой.

Сегодня процесс изготовления каменных картин стал значительно проще. Лазер рисует на выбранной поверхности картинку, заданную в компьютере. Программа сразу же оставляет дополнительное пространство по краям и не допускает при этом погрешностей. Все детали вырезаются на станках по указанной разметке. Для работы используются пластины толщиной не более 3 мм. Далее все детали шлифуются и начинается сама сборка. Фрагменты укладываются вниз лицевой стороной, на изнанку наносится клей. После высыхания готовое полотно шлифуется.

Мозаика может сразу укладываться на выбранную поверхность и закрепляются сверху специальным раствором. Сверху обязательно наносится полировочная паста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *